Кадровые изменения в правительстве Казахстана в 2024 году

Дек 25, 2024 / 11:21

В начале 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство, объявив о необходимости его обновления.

Новый премьер-министр, 44-летний представитель силовых структур, пришел на эту должность после работы в Администрации президента. В феврале 2024 года из 26 членов кабинета министров на своих местах остались 22, были заменены только министры национальной экономики, финансов, здравоохранения и по чрезвычайным ситуациям.

Кадровые изменения в правительстве Казахстана в 2024 году

Далее в течение года произошли дополнительные кадровые изменения, которые стали реакцией на недостаточную эффективность высокопоставленных чиновников в выполнении поставленных задач.

Кроме Бектенова, в состав нового правительства вошли новые лица, такие как заместитель премьер-министра и министры в сферах экономики, финансов, здравоохранения, цифрового развития, а также министр по чрезвычайным ситуациям и министр туризма и спорта.

В правительство также вернулся экс-министр энергетики, который занял пост заместителя премьер-министра. Он активно участвовал в ликвидации последствий весенних паводков, восстанавливал разрушенные объекты и инфраструктуру, а также занимался строительством жилья для пострадавших.

Каждое назначение в новый состав правительства было обосновано конкретными недочетами предыдущих министров, что подчеркивает приоритеты президента в области управления и ответственности всех чиновников при выполнении своих обязанностей.

Недавние назначения министров в Казахстане вызывают много вопросов, особенно в контексте профессиональной подготовки новых руководителей.

Например, новый министр по чрезвычайным ситуациям Аринов, не имея профильного опыта в спасательных службах, сменил Шарипханова, который был уволен после жесткой критики президентом по итогам землетрясения в Алматы в январе 2023 года.

При этом, кадровые изменения в других отраслях также не остались без внимания. Споры вызывают смены в министерстве цифрового развития, где Багдат Мусин уступил место Жаслану Мадиеву, хотя именно первый отвечал за оповещение о землетрясениях.

В министерстве туризма и спорта Ермек Маржикпаев был заменен после провала выступлений казахстанской сборной на Олимпиаде в Париже.

Министр финансов Мади Такиев также приобрел широкой огласки, раскрыв свою зарплату и предложив запрет на распределение сэкономленных госрасходов в виде премий.

В числе наиболее обсуждаемых фигур в медиа оказался министр культуры и информации, на который возложили ответственность за разработку новых правил аккредитации журналистов, вызвавших призывы к судебному обжалованию от Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз».

Таким образом, наблюдается активная смена кадров, при этом вопросы о профессионализме и последствиях их работы остаются актуальными.

Фонд предложил Министерству культуры провести обсуждение новых правил с экспертами.

Журналисты подали иск против министерства, утверждая, что эти правила создают барьеры для их работы и могут стать инструментом давления на СМИ.

Тем не менее, суд Астаны отклонил их жалобу, и новые правила вступили в силу.

Министр культуры Аида Балаева ответила на критику, отметив, что с свободой слова в Казахстане нет никаких проблем.

В центре общественного внимания оказался и министр промышленности и строительства, который отклонил требования по отмене утильсбора, позиции которого также подвергались критике в соцсетях.

Среди членов правительства дольше всех на своих постах остаются первый заместитель премьер-министра, его заместители, министр обороны и министр науки и высшего образования, сохраняя свои должности с 2022 года.

Большинство остальных министров и заместителей премьер-министра были назначены в 2023 году.

Неоспоримым долгожителем среди них является Роман Скляр, который с 2019 года занимает должность министра индустрии и инфраструктурного развития и также побывал в роли исполняющего обязанности премьер-министра во время периодов смены власти.

Министр транспорта Марат Карабаев, в возрасте 37 лет, является самым молодым членом правительства, в то время как министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев занимает наиболее возрастную позицию в 63 года.

По словам наблюдателей, результаты работы правительства в 2024 году необходимо оценивать в свете заданий, озвученных президентом в прошлом году.

В своем послании 2023 года, Токаев указал на необходимость мощного экономического роста, создания промышленного каркаса, достижения самодостаточности и удвоения ВВП.

Президент поручил правительству обновить предыдущий план национального развития до 2029 года и Стратегию «Казахстан-2050», а также разработать национальный инфраструктурный план.

Основной ответственности за выполнение этих задач несут не только правительство, но и Нацбанк, Администрация президента и Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПиР).

Однако, как указал Своик, до сих пор не было осуществлено корректировки «Стратегии-2050», а подготовленный АСПиР план национального развития до 2029 года был утверждён лишь в середине года, что уже тогда сделало его выполнение практически невозможным.

Кроме того, национальный инфраструктурный план также был вынесен на утверждение правительством слишком поздно и в, по мнению экспертов, недоработанном виде.

Эти обстоятельства ставят под сомнение эффективность работы как АСПиР, так и самого правительства.

По словам экономиста Петра Своика, в рамках инвестиционного плана предусмотрено более 40 трлн тенге на развитие инфраструктуры, из которых почти 37 трлн – это внебюджетные средства.

Эти средства, по его мнению, будут возвращены через тарифы, что может привести к утроению тарифов. Он называет такую ситуацию фантастикой и считает, что подобный план невозможно реализовать.

Своик также подчеркивает, что бюджетный кризис возникает из-за несовпадения роста доходов бюджета с темпами роста ВВП, который составляет примерно 2-4% в год, в то время как расходы бюджета увеличиваются на 7-8% из-за инфляции, вызываемой политикой Национального банка.

Экономист считает перенос нового Налогового кодекса на 2026 год свидетельством неэффективности правительства в борьбе с бюджетным кризисом. Он отмечает, что в текущем году бюджет корректировался десять раз и существует недостаток долгосрочных планов.

По его мнению, проблема заключается в том, что это не исключительно кадровые ошибки, а системный кризис, вызванный завершением прежней экспортно-сырьевой модели экономики.

Своик замечает, что правительство не осознает реальных причин и глубины кризиса и не способно предложить адекватный антикризисный план.

Сравнивая текущее правительство с предыдущим, он утверждает, что при Алихане Смаилове после событий января 2022 года наблюдалась активность в принятии законов, в то время как нынешний Кабмин проявляет значительное затишье, что особенно заметно в контексте ситуации с паводками.

Политолог Замир Каражанов подчеркнул, что штаб по борьбе с последствиями был создан по инициативе президента, несмотря на то что закон позволяет это сделать премьер-министру. Это, по его мнению, привело к упущению времени, так как меры не были приняты оперативно. В первом полугодии темпы роста экономики оказались ниже ожидаемых, что негативно сказывается на стране. Каражанов хотел бы видеть более активное правительство, которое должно разрабатывать инновационные решения, как это подчеркивал президент Токаев.

Эксперт отметает необходимость независимости правительства в принятии решений и готовности брать на себя ответственность. Он указывает на то, что поручения президента часто теряются в бюрократии, и нет ясности по их реализации. Каражанов считает, что для эффективной работы правительству следует проанализировать свои ошибки и учитывать мнение населения перед принятием решений. Бюджет страны продолжает оставаться дефицитным, и использование трансфертов из Нацфонда для покрытия расходов становится привычной практикой, что явно не является нормальной ситуацией.

Он выражает свои сомнения относительно способности правительства к позитивным изменениям, указывая на отсутствие заметных успехов. Эксперт также согласен с мнением других товароведов о наличии бюджетного кризиса, причиной которого является низкое качество планирования доходов и расходов бюджета. В республике ожидался рост экономики на уровне 6%, однако фактически получили лишь 4,5%. Этот разрыв подчеркивает недостатки в системном подходе и планировании, что требует серьезного анализа и корректировки существующих стратегий.

Экономический рост в Казахстане вызывает опасения из-за низкого качества его составляющих. Как отмечает экономист Марат Каирленов, значительная доля роста была достигнута благодаря высоким бюджетным инвестициям, которые составили около 20%.

Однако эффективность госзакупок страдает от коррупции и завышенных цен. Несмотря на относительно высокие мировые цены на нефть в 2024 году, превышающие 80 долларов за баррель, правительство сталкивается с проблемами в наполнении бюджета на следующий год, учитывая снижение прогнозов до 70-60 долларов.

Каирленов задается вопросом, как можно сбалансировать бюджет при таких условиях. Он также подчеркивает достижения в обрабатывающей промышленности, однако указывает на отсутствие реальных результатов исполнения планов, установленных в послании президента, которое было выполнено лишь на 30%.

В то же время растет недовольство среди депутатов, которые отмечают, что чиновники уклоняются от обсуждения важных для общества вопросов, и эта ситуация, по мнению эксперта, неправильно отражает отношения между правительством и гражданами.

В условиях этих экономических и социальных вызовов важны вопросы о юридических процессах, которые выигрывали казахстанцы против компаний и государственных структур в 2024 году.

По материалам: informburo.kz