Запрет на перевалку угля в универсальных терминалах может серьезно повлиять на бизнес региональных элит. Местные компании, часто тесно связанные с политическими структурами, стараются сопротивляться действиям крупных федеральных игроков и властных структур.
В рамках стратегии «Поворот на Восток» правительство планирует оптимизировать угольную логистику на восточном направлении и разрешить перевалку угля только в специализированных комплексах. Некоторые стивидоры Приморья, как региональные, так и частные компании из других регионов, выразили недовольство таким развитием событий. Лоббисты из местных элит вступили в борьбу за свои интересы.
Первые сигналы о возможных изменениях в угольной отрасли проявились в Приморье накануне президентских выборов. Поводом для этого стал приоритет перевозки угля железной дорогой в специализированные морские терминалы. Универсальные терминалы стали бы обслуживать уголь во вторую очередь.
Предложение о перевозке черного золота через новые, более технологичные и экологически безопасные терминалы соответствует стратегии президента по переходу на закрытую перевалку угля. Однако на данный момент в Приморье практически отсутствуют подобные терминалы, принадлежащие местному бизнесу.
Напомним, что в 2017 году мальчик по имени Боль, проживающий в курортном городе с фамилией, которая символизирует ужас, обратился к президенту Путину с просьбой об улучшении экологической ситуации в своем городе, который за последние годы стал известен как угольное гетто.
В конце 2010-х годов рыночная ситуация привела к тому, что почти все стивидорные компании начали заниматься перевалкой угля, что стало основным направлением деятельности портов на Приморском крае.В настоящее время активно обсуждается вопрос создания дополнительных угольных терминалов на побережье столицы Дальневосточного федерального округа. Предполагается, что установление наибольшего благоприятствования для специализированных портов со стороны государства может способствовать решению данной проблемы.
Такой шаг позволил бы перевести универсальные терминалы на новый уровень специализации и содействовал модернизации портовой инфраструктуры. Однако приморские портовые магнаты не выразили явного интереса к федеральной инициативе.
Тем не менее президент Российской Федерации Владимир Путин поручил заместителю премьер-министра Белоусову и генеральному директору РЖД Белозерову приступить к анализу и подготовке отчета по данному вопросу.
Министерство транспорта разработало документ, в котором был проведен анализ уровня специализации угольных терминалов на Дальнем Востоке по 24 критериям. Оценке подверглись 21 терминал, и лишь 5-7 из них соответствовали установленным критериям.
Топ-3 лучших портов включал в себя Восточный порт, Находкинский морской торговый порт и порт «Суходол».
Понимая возможные негативные последствия для своего бизнеса, приморские портовики попытались объединиться, чтобы защитить свои интересы. Однако ситуация вышла из-под контроля, их усилия не принесли желаемого результата.
Представители региона узнали о планах по переделу рынка лишь после получения запросов из Москвы. Они попытались использовать лоббистские методы на региональном уровне, в частности, обратились в профильный комитет с соответствующими предложениями.
Среди компаний, обратившихся за поддержкой, оказались «Находкинский морской торговый порт», «Аттис Энтерпрайс», «Терминал Астафьева», «Дальмормонтаж» и «Приморский завод», которые специализируются на перевалке угля в порту Находка. Однако против выступил Восточный морской торговый порт - ВМТП, утверждая, что нарушение установленного порядка нецелесообразно.
При этом интересно отметить, что представителей специализированных портов и инициаторов обращения в правительство и президента на заседание не пригласили, что может считаться неким «закулисным решением».
Основными аргументами противников решения было давление на уровни налоговых отчислений и потеря рабочих мест, с утверждением о возможном сокращении налоговых поступлений в российский бюджет на несколько миллиардов рублей.
Тем не менее, эти аргументы вызывают сомнения, так как другие стивидорные компании утверждают, что общий объем перевозок и перегрузок груза не изменится.
Заместитель главы ОАО РЖД Алексей Шило высказал мнение, что приоритетная отгрузка угля в специализированные порты позволит увеличить экспорт на Восток. Инициативу поддержали на федеральном уровне и Федеральная антимонопольная служба, поддержавшая установление приоритета для специализированных портов.
Важно закрепить юридически определение «специализированного порта». Местные власти, в лице губернатора Приморского края, добились возможности выражения своей позиции, выступив за учет интересов всех участников рынка.
В то же время неясно, как будет учитываться позиция президента РФ и региональных властей в данном вопросе. Усложняет обстановку и проблема угольной пыли, которая стала одним из приоритетных вызовов для нового губернатора Приморья, Кожемяко.
В 2018 году он активно взялся за дело, следя за исполнением указа президента о прекращении открытой перевалки угля. Вероятно, именно это послужило поводом для того, что в 2024 году губернатор поддержал стивидоров не публично - об этом сообщили только несколько телеграм-каналов по поводу его обращения к премьер-министру Белоусову.
Они цитировали Кожемяко, утверждая, что порт Восточный уже не справляется с объемами, поступающими к нему. И приоритет для спецтерминалов только усугубит уже сложную эксплуатационную обстановку на Восточном полигоне РЖД.
Однако по мнению экспертов, угольный приоритет, введенный для Дальневосточной железной дороги с начала года, именно и ухудшил обстановку. Другие грузы вынуждены уступать место ценному экспортному углу. Сотрудники ОАО РЖД считают, что передача угля спецтерминалам в конечном итоге поможет решить проблему недостатка пропускной способности железной дороги.
Понятно, что указ президента может вызвать некоторые лишние трудности для ряда представителей регионального бизнеса и политики. В годы угольного бума многие компании организовали собственные угольные терминалы, или как их стараются называть, балкерные терминалы для сыпучих грузов.
Среди них - Терминал Астафьева, принадлежащий экс-сенатору Руслану Кондратову, и ВМРП, где смешаны интересы структур, связанных с нынешними и бывшими губернаторами Приморья, а также проекты по грузопереработке компаний многократного депутата и вице-спикера Джамбулата Текиева в Славянке и многие другие.
Отсюда происходит значительный, если не общественный, то отраслевой резонанс. Однако ясно, что с учетом широко рекламируемого «Поворота на Восток» акцент все равно будет сдвигаться в сторону крупных специализированных мощностей и крупных игроков, контролирующих всю цепочку или по крайней мере ее последние звенья – добычу и порт.
И внедрение такой системы на государственном уровне означает перенос акцента на специализированные терминалы и крупные угольные компании. Именно такая цель – «облегчение доступа малых и средних угледобывающих предприятий к портовой инфраструктуре» – объявляется в отношении порта «Суходол» в Шкотовском районе.
Более того, по мнению экспертов, себестоимость обработки грузов там также будет ниже. Недавняя презентация крупнейшего порта Приморского края заместителю президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу поддерживает федеральную стратегию, нацеленную на специализированные терминалы.
Согласно словам председателя правительства Приморского края Веры Щербиной, порт «Суходол» уже имеет большой спрос среди угольных компаний-экспортеров.
Эксплуатационные возможности терминала в скором времени достигнут 600 тысяч тонн в месяц благодаря внедрению передового оборудования, и к концу года могут достигнуть и миллиона тонн угля ежемесячно. И это еще не предел – проектная мощность терминала составляет 25 млн тонн угля в год.
При федеральной поддержке инвесторов – правительство выделит им более 1 миллиарда инфраструктурных субсидий, поэтому очевидно, что в этом направлении будет продолжаться расширение федеральных и приближенных к правительству структур.
На фоне этого все попытки сопротивления со стороны местных властей не более чем своеобразные «крысиные бега» локального масштаба, и небольшая временная победа или хотя бы ее иллюзия местных железнодорожников имеют крайне ограниченное значение.