Заместитель министра промышленности и торговли в беседе с журналом «Ъ» поделился информацией о планах российских компаний по инвестированию в странах Центральной Азии, а также об их участии в специальных экономических зонах, организации сопровождения проектов и обеспечении защиты инвестиций. Интерес российского бизнеса к рынкам Центральной Азии, включая Узбекистан, значительно возрос за последние два года.
В каких областях вы видите потенциал для развития? Узбекистан является традиционным и стратегическим партнером России по различным причинам, таким как исторические связи, географическое положение, уровень политических отношений, которые значительно укрепились за последние годы.
Недавно (26-27 мая) президент РФ Владимир Путин совершил официальный визит в Узбекистан. Программа визита была насыщенной: состоялись продуктивные переговоры по всем направлениям двусторонних отношений, было подписано более 30 важных двусторонних документов. В результате визита были определены новые амбициозные цели сотрудничества, включая увеличение товарооборота до $30 млрд в ближайшие годы и инвестиции в объеме до $10 млрд уже в следующем году.
Окончательно был утвержден план по расширению промышленного сотрудничества между двумя странами, а также был создан специальный инвестиционный фонд на сумму $500 млн для финансирования совместных перспективных проектов в Узбекистане.
На сегодняшний день уже реализуются совместные проекты в различных ключевых отраслях, включая энергетику, химическую промышленность, нефтехимию, машиностроение, сельское хозяйство, логистику, текстильную и пищевую промышленность, с целью развития экономики и укрепления партнерских отношений между Россией и Узбекистаном.
Однако мы также обращаем внимание на новые направления, связанные с цифровизацией. В России имеются сильные компетенции, и мы можем делиться своим опытом с соседними партнерами.
Хотя в этих областях есть серьезная международная конкуренция, мы рады отметить устойчивый рост товарооборота и приближение к отметке в $10 миллиардов. Важно, что у нас растет как экспорт, так и импорт, и наличие импорта из 'Узбекистана' играет ключевую роль в балансировании потоков и диверсификации структуры товарооборота.
Продукция, производимая в 'Узбекистане', находит применение в России и интегрируется в наши производственные цепочки. Это относится и к отраслям, таким как автомобилестроение, где наши компании закупают ряд изделий в 'Узбекистане'.
Наше сотрудничество выходит за рамки поставок готовой продукции — мы рассматриваем возможность совместного развития кластеров легкой и химической промышленности, и у нас уже заключены соответствующие соглашения.
Таким образом, наше взаимодействие мотивировано не только политическими приоритетами, но и прямыми экономическими выгодами.
Переходя к правительственному уровню, следует отметить, что мы обращаем внимание на проводимые реформы, национальные программы и стратегии развития, осуществляемые отраслевыми ведомствами. Во всем регионе Центральной Азии, особенно в 'Узбекистане' и Казахстане, ведутся крупные программы приватизации государственных активов, что также привлекает наше внимание.
Многие компании из России рассматривают возможность сотрудничества через инвестирование в уже существующие активы в Центральной Азии, в частности в Узбекистане. В последнее время внешнеполитическая ситуация в регионе активно меняется, страны стремятся диверсифицировать свои международные связи и становятся партнерами не только с Россией, но и с другими странами.
Это открывает новые перспективы для сотрудничества и позволяет использовать уже существующие компетенции на местах. Россия остается одним из крупнейших иностранных инвесторов в экономику Узбекистана, привлекая около пятой части всех внешних инвестиций в страну.
В Узбекистане более 3000 предприятий с российским участием активно работают, и только за последние несколько месяцев было создано еще 100 таких предприятий. Эта положительная динамика свидетельствует о заинтересованности российских компаний в развитии сотрудничества с Узбекистаном.
Для обеспечения стабильности и прозрачности в деловой среде действует межправительственная комиссия, которая помогает определить наиболее перспективные направления сотрудничества и решить возможные проблемы. Существуют также постоянно действующие механизмы и принципы работы между нашими министерствами, что способствует эффективному взаимодействию.
Мы активно участвуем в сопровождении проектов еще на стадии запуска, так как в этот момент возникает множество вопросов, связанных с регулированием, налоговыми и таможенными процедурами и прочим. Иногда компаниям требуется помощь в поиске партнеров или подборе площадок, а также необходима верификация информации. Мы оказываем эту помощь, стремясь максимально использовать льготные условия, которые имеются в наших странах для развития бизнеса и укрепления взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня проявляется увеличенный интерес к коллективным проектам в сфере автомобилестроения, в том числе в сегменте тяжелой грузовой техники. На текущий момент в стране уже работают активные предприятия в данной сфере. Это не только организации, предприятия по сборке или производству компонентов, но и важный последующий сервис, который способствует укреплению позиций на рынке и успешной конкуренции с другими поставщиками.
Узбекистан имеет значительные достижения в области фармацевтики и горнодобывающей промышленности. Правительство страны ставит перед собой задачу наращивания собственных компетенций, что является актуальным и для других стран региона. Поэтому страна предлагает свои технологические решения и оборудование.
Параллельно развивается сектор онлайн-торговли. Ведущие онлайн-площадки уже представлены в странах Центральной Азии или планируют расширить свое присутствие в ближайшее время. Это является важным инструментом для привлечения малых и средних предприятий в двусторонние торговые отношения.
Основным инструментом защиты инвестиций можно считать согласование проекта на уровне правительственной комиссии. Однако выбор подходящего инструмента зависит от конкретного проекта и его характеристик, таких как сумма инвестиций, отраслевая специфика и другие факторы.
В странах-партнерах действуют различные правила, в том числе выдвигаются отдельные указы президента, постановления правительства по крупным инвестиционным проектам, устанавливающие условия и льготы. Это напоминает инструмент «СПИКа», который также применяется в Узбекистане. Кроме того, страна является частью СНГ, где существуют базовые договоры и соглашения, такие как соглашение о свободной торговле и соглашение о торговле услугами.
В указанных документах также устанавливаются определенные меры безопасности. В странах ЕАЭС применяются свои нормы и правила. Поэтому общий инвестиционный климат для проектов обычно дружелюбен. Конечно, при выполнении работы могут возникнуть трудности как субъективного, так и объективного порядка, такие как изменения в законодательстве. Поэтому комиссии и межведомственные контакты играют важную роль в оказании оперативной поддержки бизнесу в устранении проблемных ситуаций.
В Казахстане и Узбекистане также существуют особые зоны. Где предпочтительнее разместиться для российского бизнеса? Невозможно точно определить, у кого лучше, у казахстанцев или у узбекистанцев, так как каждая особая экономическая зона имеет свою индивидуальную специфику, собственный перечень льгот и условий деятельности. Однако можно утверждать с уверенностью: как для Казахстана, так и для Узбекистана развитие промышленных парков или особых экономических зон для сотрудничества с иностранными инвесторами является непосредственным приоритетом. Мы видим, как активно развивается такая инфраструктура. Если говорить об Узбекистане, то еще в 2019 году было всего пять особых зон, а сегодня уже более двадцати. Это свидетельствует о новой ступени в развитии наших отношений и строительства совместных парков и зон. Это касается не только привлечения резидентов, но и передачи опыта и управленческих навыков России. В России уже давно действуют механизмы особых экономических зон и промышленных парков, поэтому наши управляющие компании готовы предоставить благоприятные условия для российских и зарубежных инвесторов.
Существует практика использования льготных мер в различных странах мира, включая льготы по налогообложению, такие как освобождение от налога на землю, имущество, ресурсы, а также снижение отчислений в бюджеты на региональном и федеральном уровнях.
Отличия могут заключаться в сроках действия льготных периодов, преференциальных ставках, а также существуют случаи льгот по таможенно-тарифному регулированию, особенно в контексте экспорта готовой продукции. Для российских компаний это может быть полезно при выходе на международный рынок через организацию производства за рубежом, а также способствовать развитию внутрикластерного сотрудничества при подборе поставщиков.
Текущие условия предоставляют дополнительные возможности для экспорта готовой продукции на рынки третьих стран в рамка р совместно произведенных товаров. Несмотря на санкционную политику, правила игры часто нарушаются без экономического обоснования, что увеличивает риски наложения санкций на любой вид деятельности.
Важно помнить, что для бизнеса важно действовать и достигать результата, не уделяя излишнего внимания словам. Поэтому сотрудничество и экономические партнерства становятся предпочтительными. Задача заключается в создании благоприятных условий для сотрудничества без нарушения конкуренции с уже действующими производствами в стране. Это важное условие, которое учтено в базовых договоренностях по промышленному взаимодействию в рамках «Евразийского экономического союза».
Мы учитываем уже существующие производства и реализуемые планы, стараясь избегать дублирования производств в различных странах. Российская сторона придерживается подобных принципов. С 'Казахстаном' и 'Узбекистаном' мы разработали программы промышленного сотрудничества, где определены ключевые отрасли и формы сотрудничества.
Под эти программы мы подпадаем разнообразные проекты, проводим сопровождение и пытаемся привлечь потенциальных партнеров в новые сферы.
С 'Узбекистаном' у нас создана комплексная программа расширения промышленного сотрудничества. В ней выделено десять направлений деятельности, а также организован проектный офис, ответственный за ведение реестра проектов. Всего в нашем портфеле более 30 кооперационных проектов.
Важно отметить, что наша деятельность не вмешивается в бизнес-процессы, и мы не занимаемся коммерческими аспектами.
Например, у нас есть информация о российской компании, специализирующейся на альтернативной энергетике, которая заинтересована в осуществлении проекта. Эта компания не только собирается поставлять готовую продукцию по конкурентоспособным условиям, но и принять участие в производственных процессах при определенных условиях.
Мы помогаем инициировать такие проекты, представляем компании друг другу, и в дальнейшем они разрабатывают общее решение, обращаясь к нам за необходимой поддержкой, предусмотренной законодательством.
Мы видим, что спрос на подобные проекты есть, и 'Евразийская экономическая комиссия' накапливает соответствующие заявки. Возможность для компаний получить льготную финансовую поддержку представляет собой долгожданное соглашение, достигнутое в прошлом году.
Изменения в соглашении о союзе еще не вступили в силу, так как процесс ратификации все еще продолжается. Однако, он находится на заключительной стадии, что свидетельствует о скором вступлении изменений в силу.
Для реализации проектов на текущий год уже выделены средства, установлены критерии их распределения, при этом одним из ключевых условий является участие не менее чем трех стран в каждом проекте.
В рамках обсуждений рассматриваются различные подходы к промышленному сотрудничеству, созданию банка лучших практик и передовых технологий. Отдельное внимание уделяется подготовке кадров. Необходимо отметить активное открытие филиалов ведущих университетов, включая технические вузы, что способствует повышению квалификации специалистов.
Еще одним важным направлением является логистика, так как сегодня большое значение имеет не только производство продукции, но и ее успешная поставка на рынок без увеличения издержек. Создание транспортно-логистических центров для перевалки грузов является приоритетной задачей для обеспечения эффективного транспортирования товаров.
Логистика играет ключевую роль в развитии торговли, продвижении товаров и услуг. Каждая страна вносит значительный вклад в образование новых транспортных маршрутов.
В повестке дня также находятся вопросы, связанные с торговыми режимами, техническим регулированием и стандартизацией. Содружество Независимых Государств активно развивается, что подтверждается созданием рабочей группы по устранению торговых барьеров. Это важный сигнал о готовности правительств преодолевать регуляторные проблемы, которые мешают нормальной работе, и стремиться к их устранению.
Шанхайская Организация Сотрудничества демонстрирует себя как центр стабильных взаимовыгодных отношений и имеет потенциал стать движущей силой новой конфигурации мировой экономики, уделяя особое внимание равенству стран, уважению взаимных интересов и стратегическому партнерству.
Объем внешней торговли России со странами-участниками Шанхайской Организации сотрудничества (ШОС) по итогам 2023 года составил 332,8 миллиарда долларов и увеличился на 24,3% по сравнению с предыдущим 2022 годом. Этот рост является важным и представляет собой хорошую отправную точку для дальнейшего развития экономических отношений между странами.
Для обеспечения надежных и устойчивых экономических связей необходимо сохранить этот положительный динамизм. В этом контексте принимает ключевое значение Программа стимулирования промышленной кооперации между бизнес-сообществами государств-членов ШОС, подписанная в 2022 году. В рамках данной программы акцент делается на расширении использования национальных валют в сделках между странами-членами организации. Это направление способствует укреплению экономических связей и снижению зависимости от доллара как основной валюты расчетов.
Российские компании, активно участвующие во внешнеэкономической деятельности, ищут поддержку и партнеров для успешного продвижения на международных рынках. Они обращаются к торговым представителям за советами, консультациями и помощью в решении различных проблем. Часто предприниматели ищут информацию о правилах и нормах, регулирующих отрасль бизнеса в стране пребывания, анализируют перспективы и возможные сложности на новом рынке, а также ищут потенциальных партнеров для совместных проектов.
Одним из важных аспектов внешнеторговой деятельности является использование региональных валют в расчетах. В этом направлении Россия активно сотрудничает с другими участниками ШОС, разрабатывая стратегию по увеличению доли национальных валют в международных сделках. Это позволит снизить риски финансовых операций и облегчит процесс взаиморасчетов между компаниями различных стран-членов организации.
Повышенный интерес к использованию национальных валют подтверждается увеличенным объемом оборота торговых сделок, в которых участвуют торговые представительства. В прошлом году сумма таких сделок превысила 120 миллиардов долларов, что свидетельствует о росте активности компаний на международных рынках.
Чтобы эффективно поддерживать такие торговые операции, важно иметь доступ к актуальным данным, аналитике и рекомендациям, которые помогут предпринимателям преодолевать сложности и добиваться успеха на внешних рынках. Экспертная группа Шанхайской Организации сотрудничества работает над стратегическими вопросами сотрудничества в торговле и экономике, обеспечивая информирование и консультации для государств-членов.
Российские компании имеют возможность обращаться к этим экспертам для получения необходимой информации и поддержки при осуществлении международных проектов и сделок. Важно продолжать укреплять партнерские отношения в рамках ШОС и совершенствовать механизмы сотрудничества для повышения эффективности взаимодействия между компаниями и государствами-членами организации.
С учетом динамичного развития мировой экономики и изменения условий международной торговли, необходимо постоянно совершенствовать механизмы поддержки экспорта и промышленного сотрудничества, а также активно участвовать в процессах формирования новых правил и стандартов для внешнеэкономической деятельности.
Развитие промышленного сотрудничества и укрепление экономических связей через ШОС является важным направлением для расширения внешнеторговых возможностей и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировой арене. Реализация этих целей требует согласованных усилий со стороны бизнес-сообществ, государственных органов и экспертов, которые будут способствовать созданию благоприятной платформы для развития экономического сотрудничества в рамках Шанхайской Организации сотрудничества.
На данный момент компания активно занимается развитием импорта готовой продукции и сырья. Особое внимание уделяется региональным направлениям. Центральноазиатский регион считается приоритетным и в настоящее время является одним из основных фокусов деятельности.
В прошлом сеть торговых представителей компании была более широко представлена в странах Европы, в то время как присутствие в странах Евросоюза было незначительным. Такая ориентация осталась с советских времен. Однако сейчас благодаря выгодным условиям в европейских странах активизируется работа торговых представителей в Центральной Азии, что приводит к созданию новых должностей. В каждой стране специалист компании отвечает за анализ ситуации в рамках Евразийского экономического союза и решает этот вопрос.
Используя имеющиеся ресурсы, компания открывает новые офисы в ключевых регионах, таких как Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка. За последние три года было открыто семь новых торговых представительств. Наличие даже одного-двух сотрудников в стране создает благоприятный фон для заключения контрактов и запуска новых проектов.