Газпромбанк прогнозирует удорожание инфраструктурных проектов в размере 136 млрд руб. из-за текущих экономических условий.
Эта сумма включает в себя 91 млрд руб., относящихся к инфляции, и 45 млрд руб. – увеличение стоимости банковского финансирования.

Прогноз касается проектов, находящихся на рассмотрении, для которых в этом году могут быть подписаны соглашения или начато финансирование, с общим объемом капитальных затрат около 1 трлн руб.
Первая информация была озвучена на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» первым вице-президентом Газпромбанка Алексеем Чичкановым.
По оценке, инфляция и другие внешние факторы могут привести к увеличению сметы проектов на 9,1%.
Остальная часть затрат связана с ростом стоимости финансирования, исходя из прогноза ключевой ставки Центрального банка.
В 2024 году уровень ключевой ставки ожидается в диапазоне 8-10%, тогда как в 2026 году он может составить 6-7%.
Учитывая изменения в прогнозах, Газпромбанк рассчитает возможное увеличение стоимости заемного финансирования на 45 млрд руб.
Чичканов также отметил, что некоторые проекты на данный момент приостанавливаются ввиду неопределенности у региональных властей по поводу их целесообразности в текущих условиях.
Переговоры с региональными властями замедляются по ряду проектов, однако конкретные детали не раскрываются.
По словам топ-менеджера, несмотря на растущие расходы внебюджетного финансирования, стоимость строительства возрастает еще быстрее. Это важно учитывать региональным властям, которые рассматривают возможность остановки проектов; откладывание может существенно увеличить стоимость.
Ожидается, что даже год задержки может привести к увеличению общей стоимости проекта на 20%. Текущий период высоких ставок следует использовать для подготовки — разработки проектно-сметной документации, подписания предварительных соглашений и согласования льготных мер от институтов развития.
В конечном итоге, по мнению специалистов, это поможет иметь готовые проекты к реализации, когда экономическая ситуация улучшится. Отказ от проектов сейчас может привести к тому, что через год не останется активных инициатив для строительства.
Газпромбанк также заявлял о больших объемах проектов ГЧП, достигающих 4,2 трлн руб., и активно работает в 30 регионах. Среди реализуемых проектов — современные автодороги и инфраструктурные объекты, такие как пусковые комплексы «ЦКАД» в Подмосковье, больницы, культурные центры и другие значимые инициативы.
Пресс-служба Минэкономразвития не прокомментировала расчеты Газпромбанка, однако отметила, что в 2024 году будет продолжена настройка федеральных инструментов поддержки инвестиций.
В рамках Фабрики проектного финансирования наблюдается увеличение объема поддерживаемых инвестиций: в этом году подписаны договоры синдицированного кредитования по 11 проектам на сумму 1,9 трлн рублей. В целом реализуется 38 проектов на общую сумму 4,1 трлн рублей.
Представитель министерства подчеркнул, что хеджирование рисков в условиях ожидаемой нормализации денежно-кредитной политики и снижения ключевой ставки способствует запуску необходимых экономике проектов.
Кроме того, с 2024 года Минэкономразвития расширило таксономию технического суверенитета, что позволяет уменьшить коэффициенты риска для банков, финансирующих приоритетные проекты. Эта мера охватывает высокоскоростные магистрали, разработку месторождений редкоземельных металлов и производство композитных материалов.
В реестр таксономии в 2024 году вошли 33 проекта на сумму 2,95 трлн рублей, всего же планируется 45 проектов на 3,24 трлн рублей.
В декабре 2024 года Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), включающая крупнейших игроков отрасли, подготовила аналитический отчет, в котором обсуждалась вероятность «деградации отрасли» из-за нехватки крупных госзаказов в 2025 году, что приведет к необходимости переноса финансирования по текущим контрактам, их затягиванию, а также высокому росту стоимости и издержек.
Эти факторы могут вызвать убытки и банкротства среди подрядных организаций, массовое высвобождение сотрудников и затруднения с быстрой мобилизацией отрасли в будущем.
В ноябре НАИК предложила Минтрансу меры господдержки для смягчения негативных последствий, связанных с санкциями, высокой инфляцией и ростом ключевой ставки. В числе предложений было разрешение изменять существенные условия контрактов по соглашению сторон, продление до конца 2025 года возможности не требовать обеспечения контрактов и гарантийных обязательств, а также размещение части авансовых платежей на отдельных банковских счетах для снижения стоимости привлечения кредитных средств.