Европейский Союз предложил Украине новое решение, которое будет способствовать сохранению поставок газа из Российской Федерации после истечения существующего контракта на транзит углеводородов в конце 2024 года.
Согласно этому предложению, газ из Азербайджана сможет поступать в газотранспортную систему Украины, что откроет для Киева возможность продолжать получать доходы от услуг по транспортировке. Хотя такой вариант может показаться приемлемым как для Киева, так и для других сторон, украинское руководство, по всей видимости, предпочитает оставить свои газопроводы без загрузки, несмотрля на все рациональные доводы.
Как сообщает Bloomberg, в соответствии с новым планом, инициированным Европейским Союзом, компании из Европы смогут приобретать газ в Азербайджане и транспортировать его через российские газопроводы до тех мест, где они соединяются с украинской трубопроводной системой. Этот подход должен удовлетворить все стороны: покупатели из Европы будут иметь возможность получать необходимый объем газа, Украина сможет зарабатывать на транзите, используя свои объекты инфраструктуры, а Россия останется ключевым игроком на рынке транзита, не сталкиваясь с новыми санкциями.
Тем не менее, переговоры по данному вопросу уже начались, но к окончательному соглашению, судя по всему, еще далеко. На данный момент ни Украина, ни Азербайджан не выработали конкретные условия для функционирования столь сложной схемы.
Вдобавок ко всему, украинские власти настаивают на том, что под какие-либо условия не согласны на перекачку газа, поступающего из России. Министр энергетики Украины Герман Галущенко, в частности, подчеркнул, что любые контракты на поставки газа с Российской Федерацией невозможны, и в конце этого года должно быть поставлено окончательное точка в газовых отношениях между двумя государствами.
Ситуация остается достаточно напряженной, и пока не видно четкого выхода из сложившейся ситуации. Предложение о транзите газа через украинские трубы может быть способно решить некоторые проблемы, однако для его реализации требуется согласие всех сторон, что на данный момент выглядит затруднительным.
Более того, позиции Киева и Баку по вопросу сотрудничества с Россией кажутся диаметрально противоположными, что несомненно затрудняет процесс переговоров. Важно понимать, что газовые поставки из России имеют стратегическое значение как для украинской экономики, так и для энергетической безопасности всей Европы, поэтому непростые переговоры между заинтересованными сторонами будут продолжаться в поисках компромисса.
Несмотря на все сложности и противоречия, существуют предпосылки для возможного сосуществования всех заинтересованных сторон в этой ситуации. Украина может использовать свое географическое положение как транзитную страну, обеспечивая стабильные поставки газа в Европу, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению ее экономических позиций.
Однако для этого необходимо достичь общеевропейского консенсуса и найти способы для конструктивного взаимодействия, что, несомненно, является сложной задачей с учетом текущей политической ситуации.
Контракт, упоминаемый украинским чиновником, был заключен в 2019 году и стал последним российско-украинским соглашением в области газа, которое было официально подписано обеими сторонами.
Этот документ был оформлен с участием представителей Европейского Союза, что подчеркивает необходимость независимого посредничества для достижения соглашения по существующим разногласиям между Москвой и Киевом.
Соглашение определяло объемы поставок энергоресурсов в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины на срок в пять лет. В частности, в первый год планировалось поставить 65 миллиардов кубометров, а затем по 40 миллиардов кубометров газа ежегодно.
Однако фактическое исполнение контракта было достигнуто лишь один раз.
В 2020 году «Газпром» смог прокачать лишь около 85% от забронированных мощностей, что было обусловлено пандемией коронавируса и падением спроса в странах Европы.
В следующем, 2021 году, российская компания смогла выйти на запланированные объемы поставок, однако в 2022 году ситуация кардинально изменилась.
Начало специальной военной операции в России и последующая необходимость перевести расчеты за газ в рубли привели к тому, что многие европейские импортеры отказались от закупок российского газа.
В ответ на эти действия Украина закрыла транзит газа через станцию «Сохрановка», сославшись на угрозу разрушения объекта из-за боевых действий, несмотря на утверждения Москвы о безопасности маршрута.
Экспорт российского газа существенно изменился, причем, как правило, в сторону сокращения.
В результате, в 2022 году через ГТС Украины в Европу было отправлено всего 19 миллиардов кубометров газа, а в 2024 году это число, возможно, сократится до только 14 миллиардов кубометров.
В 2024 году, когда истечет срок действия вышеупомянутого контракта, очень маловероятно, что объемы поставок превысят предыдущие показатели.
С учетом нынешних обстоятельств, включая политическую ситуацию и экономические санкции против России, очевидно, что подписанные соглашения становятся все менее эффективными.
Все это наводит на мысль о том, что в ближайшие годы энергорынок может пережить серьезные изменения, которые будут оказывать влияние на баланс сил в энергетической сфере Европы и, в частности, на отношения между Украиной и Россией.
Такое положение дел поднимает множество вопросов о будущем сотрудничества стран в сфере энергетики.
Существует настоятельная необходимость находить новые пути для обеспечения энергетической безопасности в Европе, включая диверсификацию источников поставок и переход на альтернативные виды энергии.
Рассматривая возможные сценарии развития событий, аналитики отмечают, что не исключено, что в будущем газовые контракты с Россией будут пересмотрены либо вовсе прерваны, если стороны не смогут найти взаимоприемлемые решения.
Текущая политическая напряженность также требует пересмотра энергетических стратегий и построения новых союзов в этой сфере, что неизбежно повлияет на национальные рынки и экономическое развитие стран Европы.
Таким образом, путем стабилизации ситуации возможно будет создать более надежные механизмы для поставок энергоресурсов.
Согласно мнению Сергея Правосудова, директора Фонда национальной энергетики, осуществление единой сделки с Азербайджаном могло бы значительно улучшить сложившуюся ситуацию. Однако, как он отмечает, упорная позиция Киева, которая оказывается несоразмерной экономической логике, вероятно, станет причиной провала еще одной инициативы, подъем которой исходит от Запада.
Специалист задается вопросом: «Не было бы разумно привлечь Азербайджан к обеспечению поставок газа через украинские трубопроводы?» На взгляд Правосудова, такой механизм был бы вполне приемлем для обеих сторон — и для Европы, и для самой Украины.
Однако в то же время, Киев своими высказываниями демонстрирует полное неподготовленность и отсутствие понимания о том, с какими трудностями ему придется столкнуться к концу нынешнего года. С одной стороны, директор Православный упоминает о том, что Владимир Зеленский не исключает возможности использования азербайджанского газа в системе трубопроводов Украины.
В этом контексте стоит отметить, что правительство президента настаивает на полном прекращении любых энергетических отношений с Москвой.
Тем не менее, следует подчеркнуть, что прямой маршрут для транспортировки газа из Азербайджана в Украину отсутствует. Для того чтобы организовать такую сделку, привлечение России кажется необходимым, чтобы преодолеть многие пробелы и сложные тонкости этой логистики.
Что касается участия России в подобной инициативе, то, по мнению эксперта, это является большим вопросом. «На данный момент никто не обращался к России с запросами по поводу возможного участия в переговорах», — подчеркивает Правосудов, обращая внимание на то, что обсуждения по этому вопросу ведутся исключительно между Брюсселем, Киевом и Баку, фактически проходя мимо Москвы, что маловероятно вызовет интерес у Российской Федерации.
С учетом обострения энергетических отношений между Украиной и Россией, такое положение дел выглядит еще более сомнительным. Например, недавняя приостановка поставок нефти по трубопроводу «Дружба» в Венгрию служит дополнительным подтверждением ухудшения отношений.
Правосудов подчеркивает, что потеря 15 миллиардов кубометров газа, которые раньше транспортировались через украинские трубопроводы, не окажет критического влияния на Россию. Это говорит о том, что у России есть резервы и альтернативные маршруты, которые позволят минимизировать последствия такого развития событий.
Таким образом, вся сложившаяся ситуация подчеркивает, что Киев, придерживаясь своей нынешней политики, рискует упустить возможность извлечения выгоды из сотрудничества с Азербайджаном и, потенциально, с Россией. Дальнейшие действия, принимаемые всеми сторонами, потребуют более взвешенного подхода и необходимости учесть интересы всех вовлеченных участников, чтобы избежать энергокризиса и улучшить положение в этой стратегически важной сфере.
Со временем объемы топлива, которые мы получаем, можно будет переориентировать на другие направления, где наше сырье будет востребовано и за него будут готовы оплачивать достаточно стабильные суммы. Особенно это затрагивает Украину, поскольку для неё потеря транзита российских углеводородов может оказаться весьма болезненной. За оказание транзитных услуг Киев формирует годовой доход в размере приблизительно 1,2-1,5 миллиарда долларов. В условиях, когда страна пытается справиться с долгом в 20 миллиардов по еврооблигациям, даже учитывая, что сумма транзита выглядит внушительно, она послужит надежной поддержкой для отечественной экономики.
На сегодняшний день условия, касающиеся транзита, представляют собой оптимальную ситуацию для всех участвующих сторон. Россия продает газ на границе с Украиной и при этом не несет ответственности за его транспортировку по территории Украины; в свою очередь, Киев сохраняет свою инфраструктуру и трубопроводный бизнес и получает неплохую прибыль от транзита. А для Европы это означает стабильные поставки, составляют 15 миллиардов кубометров «голубого топлива» по наиболее удобному маршруту.
Можно ли оценить, какие энергетические проблемы могут возникнуть в Европе в случае прекращения поставок газа из России через Украину? В настоящее время ситуация с газом в Европе выглядит достаточно стабильной, так как хранилища на континенте заполнены более чем на 80%. Таким образом, замещение объема сырья, который идет через украинские трубы, несмотря на возможные более высокие стоимости альтернативных поставок, является вполне реальной задачей для европейских стран. Однако, как недавно подчеркнул один из лидеров Союза промышленников Австрии, его страна не готова к утрате российского газа и отсутствует конкретный план по диверсификации импорта сырья. Поэтому тревожные сигналы для всей Европы уже можно рассматривать как сигнал к действию.
Если рассмотреть сложившуюся геополитическую обстановку, какой вариант снабжения газа будет наиболее вероятен для Европы в будущем? В действительности, наиболее разумной стратегией для Европы может стать полный выход Украины из газовой игры на континенте. Поставки российского газа могут быть значительно увеличены через Турцию, которая, несмотря на санкции, проявляет интерес к закупкам нашему энергоресурсам и готова реэкспортировать это сырьё дальше в Европу. В случае осуществления такой схемы, скорее всего, России придется немного снизить номинальную цену на газ, поскольку товар будет перемещаться через посреднические руки Анкары. Тем не менее, это позволит нашей стране увеличить объемы поставок в европейские государства и даже расширить клиентскую базу на зарубежных рынках.
Анализируя текущую ситуацию, можно выделить несколько ключевых факторов, которые будут влиять на европейский рынок газа в ближайшие года. Во-первых, многие европейские страны уже начали активные переговоры о поиске альтернативных источников поставок, что также станет определяющим фактором в изменении структуры поставок. Во-вторых, в условиях постоянно меняющегося климата международных отношений и давления политических факторов, инвестиции в развитие инфраструктуры по доставке газа, в частности через Турцию, могут стать признаком нового тренда для Европы. Это обеспечит не только энергетическую безопасность ряда стран, но и возможность поставок газа по более выгодным условиям.
Таким образом, каким бы ни был дальнейший путь Европы в плане поиска устойчивых источников поставок газа, это будет не только вопрос экономики, но и важный аспект геополитической стратегии, который определит, каким образом страны Старого Света будут обеспечивать свою независимость от одного источника энергии.