Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденный премьер-министром Михаилом Мишустиным, представлен в доступной форме и определяет четкую траекторию развития страны.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников отметил, что документ четко излагает действия правительства, включая временные рамки, инструменты и ответственных лиц, что способствует ясному пониманию социально-экономического и научно-технологического прогресса страны.
Он также подчеркнул важность координации усилий всех уровней власти, государственных компаний и регионов.
План включает пошаговую разбивку на каждый год, устанавливая дополнительные индикаторы, такие как отраслевая структура динамики инвестиций и их региональная привязка.
Цифровая версия плана будет использоваться для мониторинга его выполнения, обеспечивая постоянный контроль и анализ возможных рисков, а также обратную связь от граждан.
Создание единого плана завершилось 9 января, когда информация была опубликована на сайте правительства, и этот документ объединяет указ президента о «национальных целях» и многочисленные «национальные проекты» и «государственные программы».
Реализация плана роста экономики предполагает увеличение доходов граждан и улучшение демографических показателей.
Ответственность за исполнение плана будет возложена на профильных вице-премьеров.
Основные вызовы для экономики в прошлом году включали нестабильность рубля, высокую ключевую ставку и высокую инфляцию.
Минэк оценивает рост ВВП в 4% за 11 месяцев, а итоги года могут оказаться в диапазоне 3,9–4%, что сопоставимо с рекордными показателями 2012 года.
Однако эксперты предрекают замедление ВВП в 2025 году до 1,3%, с оценками от 0 до 2,5%.
Причины замедления включают охлаждение кредитования из-за жесткой денежно-кредитной политики, ужесточение санкций против экспорта российской нефти и сокращение бюджетного дефицита.
Ожидаемый рост ВВП в 2025 году составит всего 1,5–1,8%, что является крайне низким показателем для российской экономики.
Кадровый голод и высокие процентные ставки мешают модернизации бизнеса, что также влияет на экономический рост.
Снижение ВВП в отдельные кварталы может произойти, особенно если ключевая ставка вновь вырастет, хотя полноценной рецессии не предполагается.