ДМС для трудовых мигрантов станет доступным на портале «Госуслуги» как часть пилотного проекта, запущенного минцифрой в феврале 2023 года.
После успешного завершения проекта и признания результатов эксперимента положительными, иностранные работники теперь могут оформить медицинскую страховку удаленно через указанный сервис.
Анализ использования этого сервиса иностранными гражданами подтвердил его актуальность, и дальнейшее распространение не потребует дополнительных расходов из бюджета, так как необходимое финансирование предусмотрено программой «Цифровая экономика», как указано в пояснительной записке минцифры.
Предоставление доступа к «Госуслугам» для трудовых мигрантов соответствует стратегии государственной миграционной политики до 2025 года.
В рамках этой стратегии также планируется увеличить число иностранных студентов в российских университетах, упростить процедуру выдачи временных разрешений на жительство выпускникам вузов, а также расширить список электронных виз для посещения России.
Кроме того, в планах разработать специальный «адаптационный курс» для трудовых мигрантов и информационные материалы о культуре и правилах поведения в стране.
Эти меры являются ответом на призыв президента создать привлекательные условия для уменьшения эмиграции населения за границу.
Инициативы по данному вопросу от Министерства внутренних дел, Министерства образования и науки и Министерства экономического развития и развития должны быть представлены правительству к концу 2024 года.
По данным МВД, за период январь-июль 2023 года иностранным гражданам было выдано 9 миллионов документов для регистрации на территории России, что на 600 тысяч меньше, чем за аналогичный период 2022 года.
Большинство мигрантов, прибывших в Россию, происходят из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о создании ЕАЭС был подписан в 2014 году, и с тех пор интеграционные процессы в рамках союза только усилились. Согласно информационному докладу подготовленному министерством экономического развития, Аналитическим центром при правительстве и Всероссийской академией внешней торговли, за период с 2015 по 2022 годы взаимная торговля между странами-членами ЕАЭС увеличилась на 87 процентов, достигнув отметки в 83,3 миллиарда долларов. Внешний оборот также заметно возрос на 59 процентов. Евразийский союз занимает ведущие позиции в мире по добыче нефти, газа, производству минеральных удобрений, а также является крупным производителем пшеницы, картофеля и животноводческой продукции.
На сегодняшний день страны Евразийского союза обеспечивают себя растительным маслом, зерном, свининой и бараниной. В докладе подробно раскрываются области взаимодействия, включая таможенное регулирование, энергетику, финансы, транспорт, логистику, промышленность, а также техническое регулирование.
Одним из важных аспектов интеграции является создание единого рынка труда. Процесс формирования этого рынка начался с момента образования союза, а именно в 2014-2015 годах. С тех пор был установлен порядок, позволяющий гражданам стран ЕАЭС работать на территории союза без необходимости получения разрешений или патентов.
Иностранным работникам из стран ЕАЭС не распространяются ограничения на занятость в различных отраслях экономики. К 2019 году были решены вопросы пенсионного, медицинского и социального обеспечения трудовых мигрантов. Большинство из них находят занятие в сфере строительства и розничной торговли.
Необходимо отметить, что Россия привлекает рабочую силу не только из стран Евразийского союза, но и из других регионов мира, что свидетельствует об интересе и привлекательности российского рынка труда для иностранных специалистов и работников.
Узбекистан и Таджикистан - две страны, которые играют значительную роль в миграционных процессах, связанных с Россией. В 2022 году не было массового оттока мигрантов, несмотря на опасения и прогнозы о возможном увеличении числа уезжающих.
По мнению экспертов, особенности системы учета могли создать впечатление о большом оттоке мигрантов из России. Первоначальная реакция правительства на ожидаемый отток была связана с уменьшением программ упрощенного въезда иностранных работников, которые вводились ранее из-за опасений дефицита рабочей силы.
Однако, как отмечают специалисты, многие мигранты не имели объективных причин для возвращения на родину. В странах, откуда прибыли эти люди, уровень безработицы высок, а заработки значительно ниже, чем в России. Возвращение их могло бы создать серьезные социальные проблемы в Центральной Азии, так как количество безработных увеличилось бы, а семьи нуждались бы в дополнительной поддержке.
Исследование, проведенное Фондом «Общественное мнение», показало, что большинство россиян не испытывают беспокойства из-за мигрантов из Центральной Азии. Присутствие этих людей на российском рынке труда не сказывается на уровне безработицы и не увеличивает конкуренцию.
Экономисты Центрального банка России опровергли миф о том, что мигранты увеличивают безработицу в стране, проведя исследование в различных регионах, где миграционные потоки наиболее активны. Они пришли к выводу, что миграция не оказывает определенного влияния на уровень безработицы и экономическую активность ни в России в целом, ни в регионах.
Более того, наблюдается устойчивое снижение уровня ксенофобии в России. Межнациональные конфликты стали менее выраженными, что признают и власти, и правозащитники. Подход к мигрантам из Центральной Азии стал более спокойным, поскольку многие россияне не видят в них угрозы для собственной занятости. Работники из соседних стран не воспринимаются как конкуренты, а как неотъемлемая часть трудового рынка, способствующая его разнообразию и эффективности.
Это свидетельствует о постепенных изменениях в общественном сознании и отношении к миграции и мигрантам в России.