В 2022 году, во время пандемии коронавируса, россияне активно закупались товарами, которые могли пригодиться в будущем, об этом заявила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова. Например, продажи консервов из мяса и птицы в специализированных магазинах составили 96,4%, а продажи сахара – 97,56%.
В 2023 году уровень инфляции снизился с 11,94% до 7,42%, что повлияло на доходы торговых сетей. В течение 2023 года выручка формировалась за счет покупки более доступных товаров в эконом-сегменте, таких как магазины «Монетка», «Чижик», «Победа», «Находка». Эти выводы подтверждаются данными отчетов.
Mercury Retail Group (владеющая сетью магазинов «Красное & белое» и «Бристоль») показала наивысший темп роста выручки в IV квартале 2022 года, увеличив оборот на 31,8%, до 282,4 млрд рублей, также сеть «Светофор» увеличила оборот на 32,5% в третьем квартале. Учитывая, что спрос на товары не снизился, видно, что часть выручки перетекла из розничных магазинов FMCG в другие торговые форматы.
Еще одним фактором является экономия: доля недорогих продуктов питания и товаров повседневного спроса стала выше – 17,7%. Объем дорогих товаров, приобретаемых россиянами, уменьшился с 35,8% до 34,4%. Продажи питьевых йогуртов и газированных напитков сократились на 15% и 10% соответственно. В целом, расходы на продукты питания у россиян снизились на 35% в 2023 году. Около четверти россиян готовы приобретать товары с истекающим сроком годности.
Третьим фактором является ассортимент торговых сетей, восстановление которого закончилось лишь к концу 2023 года. По данным REX, темпы роста выручки крупнейших FMCG-сетей в России замедлились на 7%. В газете «Коммерсант» отмечали изменения в динамике у сети «Магнит», «Красное & белое», «Бристоль» и «Светофор».