Сегодня перед Россией стоит серьезная демографическая проблема, вызванная снижением показателей рождаемости и ростом смертности с 2015 года. Этот тренд характерен для всех индустриальных стран и связан с общим демографическим изменением - старением населения.
На Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России» обсуждаются возможные дополнительные меры по решению этой проблемы. Демографические процессы очень инертны, и результаты принимаемых мер видны не сразу.
Несмотря на это, успешные усилия по снижению младенческой смертности за последние десятилетия уже начали оказывать положительное влияние на демографию. Однако основная задача сегодня - увеличение средней продолжительности жизни путем предотвращения преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, диабета, заболеваний дыхательной системы, а также других причин.
Мировой опыт показывает, что единственный способ добиться успеха в этой области - это программа по воспитанию ответственного отношения людей к своему здоровью. Важно осознать, что необходим контроль за здоровьем с самого начала, и поэтому стратегия должна начинаться с семьи.
Поэтому на форуме обсуждается вопрос: «От здоровой семьи к здоровому обществу: важность роли института семьи в обеспечении здоровья нации». Это подчеркивает важность формирования здоровых образцов поведения и образа жизни внутри семьи, которые впоследствии повлияют на здоровье всего общества.
Решение демографической проблемы требует комплексного подхода, включающего меры по обеспечению доступа к качественной медицинской помощи, пропаганде здорового образа жизни, проведению массовых профилактических мероприятий и поддержанию семейных ценностей. Только совместными усилиями государства, медицинских работников и общественности можно справиться с вызовами, стоящими перед современной демографией.
Предлагаем обратить внимание на ряд ключевых аспектов, которые действительно играют важную роль в нашей жизни. Первым из них является обсуждение демографических проблем и методов их решения на форуме.
Важной темой также является необходимость применения междисциплинарного подхода к вопросам охраны и укрепления здоровья. Также важно внедрять принцип учета интересов здоровья в различные стратегии - государственные, отраслевые, корпоративные, общественные.
Этот фактор, безусловно, будет иметь огромное значение в государственной политике на протяжении ближайших 50 лет. Несмотря на позитивные результаты в снижении младенческой смертности, проблема высокой смертности людей в трудоспособном возрасте остается актуальной. Каждая пятая смерть в России приходится на мужчин, которые играли важную роль в жизни своей семьи, окружающих и страны в целом.
Государству следует прилагать усилия не только из гуманистических соображений, но и с прагматичной точки зрения для обеспечения здоровья нации и продления активной жизни граждан. В мировой практике существуют положительные примеры борьбы с негативными тенденциями.
Необходимо обратить внимание на успешный проект в Северной Карелии, где за 40 лет путем изменения пищевых привычек, борьбы с вредными привычками и стимулирования физической активности жителей удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 80% и от рака на 65%.
Наша страна также работает в данном направлении уже много лет, стремясь улучшить общественное здоровье и продлить продолжительность активной жизни граждан.
Если вы обратитесь к любому врачу о важности профилактики, он, несомненно, будет с вами согласен. В нашей стране существуют отличные программы диспансеризации (для которых даже предусмотрено освобождение от работы с сохранением заработной платы!) и вакцинации. Экономическая и медицинская польза профилактики рассчитана и не вызывает сомнений, но...
Общественное сознание инертно. Чтобы люди осознали важность предложенных государством мер, необходимо время, воля и упорный труд.
В этом отношении мы долгое время успешно сотрудничаем с Минздравом России. Министр здравоохранения Михаил Мурашко неоднократно заявлял с самых высоких площадок, что «помимо самой системы здравоохранения нам нужна также эффективная система формирования здорового образа жизни». Это абсолютно верно - необходимы не единичные кампании по популяризации ЗОЖ, а целостная система, включающая в себя государственные и общественные связи и структуры.
На данный момент ситуация выглядит так: Минздрав рассматривает проблему ЗОЖ с точки зрения правильного питания и отказа от вредных привычек, Минспорт - с угла обеспечения возможности увеличить физическую активность, Минтруд - в рамках развития корпоративных программ формирования ЗОЖ, Минстрой - в части благоустройства территорий и рекреационных зон, Минобрнауки - в организации студенческого досуга и здоровой образовательной среды и так далее.
Понятно, что для всех ведомств это дополнительные задачи, решаемые параллельно с основными. Поэтому, возможно, имеет смысл создать специальный орган, ответственный за координацию государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни.
Мы можем постоянно усовершенствовать систему здравоохранения, повышать технологическое оснащение и доступность медицинских услуг, развивать и улучшать эффективность лекарственной терапии. Все это важно делать, но все это - средства и технологии спасения людей и лечения болезней. А «здоровье нужно добывать самому», как говорил выдающийся хирург Николай Михайлович Амосов. Система здравоохранения, в сущности, фиксирует «картотеку болезней», а не человека. Значительное воздействие на своё здоровье и продолжительность жизни может и должен произвести сам человек - его образ жизни.