Борис Березовский и Александр Литвиненко стали частными деталями моей жизни почти одновременно, когда в начале 2000-х годов они, пытаясь уберечь себя от волны политических репрессий, покидали Россию. В то время я проживал в Соединенных Штатах. По просьбе Березовского я помог разыскать Литвиненко, который скрывался в Турции со своей семьей, и помог им перебраться в Лондон, где им было предоставлено убежище.
После прибытия в Лондон я заверил их, что они находятся в полной безопасности здесь. Однако жизнь распорядилась иначе: спустя шесть лет Литвиненко был отравлен радиоактивным веществом полонием в Лондоне. Через дополнительные семь лет Березовского также лишили жизни (некоторые предполагают, что его смерть была убийством).
Я до сих пор нахожусь в Нью-Йорке. Недавно на Манхэттене развернулись две драматические ситуации — судебная и театральная, обе основаны на одной и той же истории о Березовском, Путине, Литвиненко и мне. 10 апреля федеральный судья Джон Кронан вынес решение по моему иску о клевете против Первого канала российского телевидения. Суд признал канал виновным в том, что он нарочно распространял ложь, обвиняя меня в убийстве Литвиненко и моей супруги Светланы, и обязал выплатить мне компенсацию в размере 25 миллионов долларов. Таким образом, суд подтвердил, что канал допустил клевету против меня.
Параллельно с этим на бродвейской сцене проходит постановка спектакля «Патриоты», привезенного из Лондона, где затрагиваются взаимоотношения президента Путина и Березовского. Сюжет этого спектакля раскрывает тему того, как Березовский привлек Путина к власти с надеждой, что тот сделает Россию лучше, но в конечном итоге оказалось, что Путин стал могильщиком страны. Поним свою ошибку, Березовский сбегает от своего бывшего союзника в Лондон, где погружается в депрессию и в 2013 году покончил с собой.
Сюжеты театральной постановки и судебного процесса переплетаются в одной из ключевых сцен, где звучат слова последнего письма Литвиненко, написанного им за несколько дней до гибели, в котором он обвиняет Путина в устроении его отравления: «Вы, г-н Путин, смогли заставить меня умолчать, но своими действиями доказали свою варварскость и жестокость перед миром».
Эти события лишь частично раскрывают сложные и запутанные отношения между политикой, коррупцией и жизнями людей, которые оказались замешаны в этом мрачном порочном круге.
В спектакле письмо было зачитано Борисом, но на самом деле я прочитал его 23 ноября 2006 года у лондонской больницы, где скончался Саша. Этот день стал началом нашей миссии – убедить общественность в том, что Саша был прав и что Путин стоит за его убийством.
С прошествием 18 лет со дня смерти Саши и до того момента, как его письмо прозвучало на сцене Бродвея и в американском суде, произошло многое. Все это время история отравления Литвиненко российским агентом Луговым по указанию Путина звучала повсюду – в нашей книге 'Смерть Диссидента', в газетах, в сериалах, спектаклях и даже опере.
Однако параллельно с этим распространялся и альтернативный нарратив, возникший сразу после смерти Саши. Комментируя письмо, Путин заявил: 'Эта записка была обнародована после его смерти. Литвиненко – не Лазарь, а те, кто обнародовал записку - не господь Бог'.
После этого российские СМИ начали обвинять меня и Березовского в создании поддельного письма с целью дискредитации России и её президента. Какое-то время спустя на российском телеканале показали интервью с 'свидетелем', который утверждал, что Литвиненко и я вынудили его дать ложное показание в лондонской полиции, будто ФСБ отправило его в Лондон с заданием убить Березовского.
Эти обвинения создавали запутанную картина событий, и наша правда скрывалась за покровом лжи и манипуляций. Весь этот переплетенный клубок лжи и правды мы пытались разгадать и раскрыть перед миром, борясь за истину и справедливость.
Не смотря на жестокие обвинения и попытки дискредитации наших усилий, мы продолжили бороться за истину и память о Саше, которого так жестоко лишили жизни. Весь этот процесс стал для нас испытанием, которое мы прошли с честью и достоинством, несмотря на все трудности и препятствия.
Мы были настойчивы и упорны в своем стремлении донести правду до каждого человека, и наконец мы видим, как она проникает сквозь покров лжи и искажений, освещая истину и надежду. Наша миссия не окончена, и мы готовы продолжать бороться за справедливость и правду, в память о Саше и во имя тех, кто стоит на пути к истине и свету.
Березовский подал на Российское телевидение (РТР) иск о клевете и в 2010 году выиграл компенсацию в 150 000 фунтов стерлингов. Однако деньги так и не были выплачены со стороны России.
В 2012 году стало известно, что телеканал НТВ работает над 7-серийным триллером под названием «Неподсудные». Сериал вышел в 2015 году, спустя 9 лет после смерти Бориса Березовского и два года после смерти его сына Александра.
Сюжет сериала описывает историю беглого сотрудника российских спецслужб, разочаровавшегося в жизни в Лондоне и решившего вернуться на родину. Его жена раскрывает этот план и информирует скрывающегося олигарха в Лондоне, который с помощью агента ЦРУ устраивает отравление и обвиняет в этом российские спецслужбы.
Хотя персонажи в сериале, кроме Бориса, обладают вымышленными именами, семья Березовских не сомневалась, что их личности использованы в этой истории. Роль Березовского сыграл народный артист Евгений Князев, а его жена была изображена актрисой Ксенией Луговой, женой Владимира Лугового, предполагаемого убийцы Александра.
В жизни Луговые вели длительную борьбу с правительством Великобритании, которое препятствовало расследованию смерти Александра, из-за опасений осложнить отношения с Россией.
Это привело к тому, что собранные полицией улики оставались секретными, и у Березовских не было аргументов для противостояния российской пропаганде, утверждавшей, что британцы скрывают доказательства, чтобы маскировать свою причастность.
Фактически, семья вела борьбу на два фронта: из-за препятствий со стороны правительства они проигрывали информационную войну с Кремлем.
Источником большого разочарования для Ксении стало видео, на котором премьер-министр Дэвид Кэмерон радушно встречает Владимира Путина на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году.
Марина подала иск в суд на правительство Ее Величества, требуя проведения полноценного расследования. В результате упорного труда она добилась своего, и английский судья, после тщательного изучения всех доказательств, однозначно заключил, что Саша был отравлен двумя российскими агентами, Луговым и Дмитрием Ковтуном — вероятно, по приказу Путина.
После того, как результаты расследования были обнародованы весной 2015 года, мы почувствовали облегчение; мы считали, что одержали победу в информационной войне, однако на этом пути мы потеряли Бориса.
20 марта 2018 года мне из Москвы позвонил друг: «Только что по Первому каналу объявили, что ты отравил Литвиненко и отравил половину Лондона полонием. Также якобы убил Светлану, чтобы замести следы». Оказалось, что мое вдруг возросшее внимание обязано отцу и дочери Скрипалям — Сергею и Юлии, на которых было совершено покушение нервным ядом «Новичок» в Англии.
Сергей, бывший шпион, был осужден в России за шпионаж, после чего британцы его обменяли и поселили в Солсбери, где однажды его дверь была обрызгана ядом. Британское правительство обвинило Россию в покушении, утверждая, что это напоминает дело Литвиненко.
Российская пропаганда начала активную кампанию, утверждая, что отравление Скрипалей и Литвиненко — это уловка западных спецслужб. В этом сюжете меня обвинили в отравлении Литвиненко, чтобы создать параллель с Скрипалями. На Первом канале моим обличителем стал сам отец Литвиненко, Вальтер.
Когда герой появился на ток-шоу «Пусть говорят», первым делом он тепло пожал руку второму гостю программы, Луговому. На удивленный вопрос ведущего Дмитрия Борисова, герой лишь усмехнулся и ответил: «Отравитель? Какой он отравитель!». Затем он начал рассказывать залу и зрителям перед экранами свою версию событий. Он утверждал, что приехал в Лондон к умирающему сыну, где в больнице встретил его жену Светлану. Светлана, в слезах, якобы призналась ему, что это герой отравил Литвиненко. Он добавил, что через месяц после этого Светлану больше не стало, утверждая, что она умерла из-за того, что знала слишком много. В действительности, Светлана умерла от рака 3.5 года спустя. Эти откровения быстро распространились по всем российским телеканалам, включая международную сеть RT, и были окрещены как сенсация. «Отец Литвиненко назвал убийцу сына», - гласили заголовки.
Но для близких это не было сюрпризом. Марина, оставшаяся на заднем плане, отметила, что герой всегда вел себя негативно, особенно по отношению к ее сыну Саше. Он бросил его в детстве и вернулся лишь тогда, когда Саша стал успешным и состоятельным. Из-за пропаганды и раздутого расследования я был объявлен киллером ЦРУ на миллионах экранов по всему миру. Это стало первой национальной новостью с мировым вниманием. Для многих аудиторов Первого канала я вдруг стал убийцей. Друзья и знакомые начали звонить и выражать сожаление, говоря, что не верят в все, что показывают по телевизору. В Нью-Йорке ко мне обратились агенты ФБР, чтобы сообщить, что меня включили в список потенциальных целей для «плохих парней».
Итак, после программы 2018 года выяснилась четкая дилемма в истории отравления Саши: либо убийца - Путин по мнению самого Саши, либо я по словам Вальтера. Третьего варианта не существует.
Адвокаты Рэнди Селье, Александр Гольдфарб и Марина Литвиненко стояли перед зданием суда в Нью-Йорке в день подачи иска. Задача стояла перед ними сложная. Сначала нужно было решить проблему юрисдикции: доказать, что спорная программа частично производилась на территории штата Нью-Йорк.
Вторая проблема касалась Первой поправки к конституции США, гарантирующей свободу слова, на которую ссылались защитники. Ирония заключалась в том, что режим Путина, подавивший свободу слова в своей стране, теперь аппелировал к свободе слова в США. Однако процесс велся по американскому закону, который защищает права прессы.
Для преодоления проблемы с Первой поправкой необходимо было доказать злой умысел ответчика, то есть что он знал о том, что передает ложь. Это было крайне сложной задачей в иске против СМИ.
Третьей проблемой стали деньги. У Саши их не было, но ему помогли через платформу краудфандинга GoFundMe и Facebook. Около 300 доброжелателей, в основном эмигранты, среди которых были два олигарха-изгнанника, финансировали его расходы на начальном этапе.
Позже, когда началась война на Украине, пожертвования на несвязанные с этим делами истощились, однако адвокаты Рэнди и Рон продолжали работать безвозмездно. Процесс затянулся на более чем 5 лет, со множеством ходатайств, возражений, апелляций и экспертиз.
Доказывать юрисдикцию в судебном процессе может быть как легкой, так и сложной задачей. На примере дела, связанного с утверждениями о совершении убийства, можно видеть, что иногда доказательства могут быть неоднозначными и требовать особого внимания. В данном случае было относительно легко доказать юрисдикцию, поскольку нью-йоркский корреспондент Первого канала брала у лица интервью, свидетельствующее о связи с данным юрисдикция. Однако, когда дело касается злого умысла или оспаривания обвинений, процесс может быть более сложным. Для доказательства того, что авторы программ знали об отсутствии причастности к убийству, необходимо обращаться к доказательствам и логике событий. Важную роль могут сыграть свидетели на стадии предсудебного допроса, как это произошло в данном случае. Вопросы Рэнди Селье в адрес ведущего программы и последующие объяснения могут стать ключом к разгадке ситуации.
Вопрос о том, стоила ли овчинка выделки, актуален не только в отношении конкретного события или действия, но также может быть применен к более глобальным ситуациям, таким как баланс нашего 20-летнего противостояния с российским диктатором. Смерть Саши и Бориса, установление жестокой диктатуры Путина в России и бомбардировки украинских городов наводят на мысль о том, что западные страны стоят перед серьезной проблемой неспособности противостоять этому диктатору. Путина высший возрастной разрыв с автором статьи, что вводит элемент безысходности.
Однако, переключаясь на творческую сферу и пьесу «Патриоты», можно увидеть, как через искусство выражаются более глубокие мысли относительно диктатуры и тирании.
Премьера пьесы в Лондоне показала автору важность и мощь искусства в передаче сложных тем и образов. Финальная сцена, где Саша в образе призрака является Борису, создает атмосферу загадочности и размышлений. Призрак, говоря о том, как русские диссиденты встают, когда он входит в комнату, и об обществе на небесах, подчеркивает важность борьбы за свободу и справедливость. Элементы трагедии и драмы сочетаются с философскими посылами, призывающими к осмыслению текущей ситуации и поиску выхода из нее.
Мысль об аналогии между тяжбой автора с Первым каналом и вечным противостоянием с диктатором русского государства является интересным официального акцентом на значимость каждой борьбы за идеалы и свободу. Призрак Саши, представляющий идеал, приходит к автору, чтобы напомнить о том, что победа может быть важнее денег и материальных ценностей. Это важное напоминание о ценности истинных ценностей в мире, где часто превалируют прагматичные интересы и корыстные мотивы.
Установка мобильного приложения Радио Свобода, чтение новостей в Телеграме и Google позволяет быть в курсе происходящих событий и анализировать их под разными углами зрения. Поддерживая независимые СМИ и искусство, мы можем продолжать диалог о важных вопросах, в том числе о борьбе за свободу и справедливость в мире, даже если на первый взгляд кажется, что это тяжело или невозможно. Это личный вызов каждому из нас как гражданам мира, который должен быть принят и решен вместе, ведь только единство и взаимопонимание могут привести к позитивным перемены и изменениям в обществе.