Адам Михник о встрече с Алексеем Навальным: уникальный оппозиционер и талант

Мар 6, 2024 / 00:57

Адам Михник, известный диссидент и историк, высказывается о своем впечатлении от знакомства с Алексеем Навальным на фестивале Artdocfest/Riga. Навальный, российский оппозиционер и лидер протестов, вызывал у Михника интерес и уважение. Михник отмечает Навального как человека с уникальным характером и политическим талантом.

Адам Михник о встрече с Алексеем Навальным: уникальный оппозиционер и талант

Хотя Михник не считает себя близким другом Навального, он признает его смелость и решительность. Навальный не только обладал политическими способностями, но и был яркой личностью, которая вызывала уважение у своих сторонников и оппонентов.

В свою очередь, Михник также отмечает, что видел сходства между Навальным и другими выдающимися политическими деятелями, однако каждый из них внес свой вклад в политическую деятельность. Михник признает, что Навальный оказал влияние на политическую жизнь страны, вызывая обсуждение и дебаты. Он представлял собой интересный феномен в российской политике, обладая уникальным сочетанием качеств, которые сделали его одним из самых ярких оппозиционеров.

Навальный не просто был публичным деятелем, но и человеком, проявившим принципиальность и решимость в своих поступках. Михник отмечает, что Навальный неуклонно работал над своими целями и убеждениями, что сделало его заметным и влиятельным фигурой в политической сфере.

В своем диалоге с Навальным, Михник видел не только оппозиционера, но и интеллектуала, способного анализировать сложные политические и общественные процессы. Навальный представлял интерес не только как личность, но и как политический деятель, стремящийся к переменам в стране. Его настойчивость и целеустремленность позволили ему привлечь внимание к важным проблемам, с которыми сталкивалось общество.

В результате своей деятельности Навальный стал символом непримиримой борьбы за справедливость и свободу. Он был человеком, способным вдохновлять других на действия и помогать им осуществлять свои идеи. Навальный не ограничивался только публичными выступлениями, он активно работал над созданием и реализацией реформ в политической системе. Его труды и идеи остаются важными для многих людей, стремящихся к переменам в своей стране.

В заключение, вклад Алексея Навального в политическую и общественную жизнь России остается значимым и запоминающимся, и его личность продолжает вдохновлять и волновать людей не только в России, но и за ее пределами.

С историей Алексея Навального связано множество интересных моментов, которые позволяют лучше понять его влияние на политическую ситуацию в России. Начав свой путь как фанат Перестройки и последующих реформ, Навальный поддерживал Ельцина и затем присоединился к движению «Яблоко».

Его деятельность вызывала разную реакцию в обществе, что является нормальным для российских демократов, где переписывание идей и конфликты считаются частью политического процесса.

Однако то, что отличало Навального, это его способность найти общий язык с людьми разных слоев общества. Он не ограничивался кругом московской интеллигенции, а говорил на понятном для простых людей языке.

Его ключевой темой стала борьба с коррупцией, что отличало его от других деятелей политической жизни. Навальный понимал, что для народа важнее не теоретические дискуссии о политике, а честность и отсутствие воровства во власти.

Часто упоминают, что руководство России, в том числе и Владимир Путин, неоднократно игнорировало Навального, избегая произносить даже его фамилию.

Путин относился к нему с некоторым страхом, что можно объяснить его решительными действиями против оппозиционера.

По некоторым мнениям, Путин видел в Навальном угрозу своему политическому лидерству и боялся возможной реакции общества на его деятельность.

Его убийство рассматривается как попытка ликвидации оппозиционного лидера. В отличие от Путина, Навальный явно намеревался вернуться в Россию и продолжить бороться за изменения в стране.

Его стойкость и решительность делали его похожим на русских политических деятелей, таких как Мандела или Гавел.

Его тюремное заключение и дальнейшая судьба оставались неопределенными, что добавляло загадочности его личности.

История победы Владимира Зеленского на выборах в Украине также повлияла на политическую обстановку в России. Успех комедийного актера над существующим президентом разрушил устоявшиеся стереотипы о невозможности победы оппозиционера.

Для Кремля это стало сигналом, что аналогичные сценарии могут повториться и в России.

Многие считали, что будущее страны может зависеть от таких лидеров, как Навальный, способных изменить политическую картину. Надежды на лучшее будущее России связаны с идеей антикоррупционной борьбы, которую вел и продолжает вести Алексей Навальный.

Но обратная ситуация не наступила. Тем не менее, сегодня он станет символом иного взгляда на Россию - не Россия Путина, а Россия Навального. Я убежден, что он станет символом не только для интеллигенции, но и для широких масс народа. Похороны Навального подтвердили, что он действительно народный герой. Из видеозаписей видно, как огромное количество людей пришло проводить его в последний путь, и это были люди разных возрастов и социальных слоев.

Навальный был героем молодежи, однако на его похороны пришли представители старшего поколения. Одна старая женщина в эфире интервью для BBC на прекрасном английском языке объясняла причину своего присутствия: «Он защищал обычных людей», - говорила она. - Я пришла поклониться его памяти». В вашей книге бесед с Алексеем Навальным вы рассказываете о важном историческом событии - о движении «Солидарность». В частности, вы упоминаете убийство польского священника Ежи Попелушко и тот факт, что это трагическое событие объединило народ Польши. - Это факт. - Однако, кажется, на похороны Попелушко пришло больше людей, чем на похороны Навального. - Нельзя делать такие параллели. В Польше не существовало того же уровня репрессий, что в России. Однако если столько людей пришло проводить Навального в последний путь, это свидетельствует о том, что в России также существует патриотическое единение вокруг его имени.

Я помню похороны выдающегося деятеля Андрея Сахарова. Он был также «не для всех». Ученый, физик, лауреат премий Сталина и Ленина, трехкратный Герой Социалистического Труда. Но он выступил против системы и победил. И все, кто пришел на его похороны, дали понять: «Он наш общий». И сегодня, несмотря на действующий путинский режим, мы видим общее уважение и память в русском обществе. Очевидно, что Сахаров стал символом страны, а не его угнетателей.

Сколько же загадок и неожиданных поворотов есть в нашей истории! Моменты, которые кажутся совершенно непонятными и даже невероятными, но вот они случаются.

Подобно тому, что произошло с Алексеем, события которого мы не можем предсказать заранее. Возможно, не завтра, а, быть может, послезавтра. Это ключевые моменты нашего времени, нашего участка земли в Восточной и Центральной Европе. Мы живем в неопределенности, не зная, что принесет нам завтра. Вспоминая свое пребывание в Беларуси в 2020 году, за несколько месяцев до тех событий, я общался с белорусскими демократами, и казалось, что никто из них и представить себе не мог, что все сложится так, как случилось. Но то, что произошло, превзошло все ожидания!

Момент, когда люди начали кричать ему в лицо: «Уходи! Уходи!»... Также, как это скоро случится с Владимиром Владимировичем Путиным. Он уже сталкивался с этим на похоронах Навального, когда люди протестовали против войны и его политики, скандируя имя оппозиционера. То был не просто прощальный момент, а скорее горькое выражение скорби и негодования.

Многие говорят, что российское общество поддерживает Путина и его военные действия, но это мнение ошибочно. Обычные люди не жаждут войны. Какой интерес у простого россиянина из Сибири умирать или отправлять своих близких умирать в захваченных войной территориях? Что ему могут дать эти авантюры и приключения?

Путина обмануло его же самомнение, его мечты о великой победе, он не Бонапарт, он просто кровавый тиран. То, что происходит в России сегодня, является крупнейшим поражением за всю историю страны в ХХ веке. За два года «сверхдержава» не может одержать победу в войне с Украиной! Это абсолютное унижение и потеря престижа не только для «сверхдержавы», но и для всех ее граждан.

Для многих это настоящая трагедия, люди умирают зря. И, к сожалению, те, кто погибают на войне с Украиной, чаще всего хоронят тайно, их смерть не вызывает широкого общественного волнения и боли.

Недавно появились новые «комитеты солдатских матерей», женщины, стремящиеся найти своих родных - живых или погибших, но они ставят себя за пределы закона. Даже в период брежневской эпохи, во время Афганской войны, не скрывали информацию о цинковых гробах. В годы Чеченских войн было известно, сколько парней погибло за имперские интересы. Однако сегодня в обществе царит атмосфера молчания, тщательно созданная Кремлем. - Секрета нет. Это страх. Если знаешь, что одно упоминание слова «война» может отправить на пять лет в лагерь, а у тебя семья - родители, муж, жена, дети, что делать?

Организация сопротивления сегодня - задача для героев, а не обычных людей. Не забываем, что самая долгая ночь всегда находит свое завершение. Конечно, это страшная ночь, но мы можем себе представить, что происходит в современной России, из разговоров с российскими беженцами. Они говорят на другом языке. Изоляция России как в 30-е годы под Сталиным уже неосуществима. Никто в России не слышал, что говорили, к примеру, Бунин, Набоков и Лев Шестов. Тогда был установлен «железный занавес». Ныне такое невозможно, всё будет иначе. Я уверен, что увидим свободную Москву. Я там буду гостем, но не смогу прогуливаться с Алексеем в узбекский ресторан, в котором мы бывали вместе.

Помню, как проходили по улице, молодые подходили к нему: «Алексей, давайте сделаем селфи, фотографию» - девушки, студенты... Это казалось фантастикой! Несчастье России в том, что ей нужны герои. - Парадоксально, жертвоприношение нужно и тирану, и народу.

Вернемся к истории Ежи Попелушко. Радикализация жертвы – это странный и ужасный механизм, который объединяет людей и заставляет историю двигаться. Этот феномен сложно разгадать, это больше вопрос для теологов, чем для историков.

История России и Польши наполнена драматизмом и загадками, подобно судьбе Пушкина и Лермонтова. Вспоминая стихотворение Цветаевой о тайных похоронах Пушкина, мы видим отголоски этой трагической судьбы в современных событиях.

Невозможно не сравнивать события прошлого с сегодняшним днем, когда толпы людей собираются на похоронах оппозиционеров и борцов за свободу. Вспомним 37-й год, когда не было похорон Мейерхольда, Бабеля, Пильняка – но теперь общество изменилось.

Мы видим, как траурные мероприятия становятся символами сопротивления и борьбы. Похороны ксендза Попелушко в Польше также стали частью истории, оставив свой след.

Вся надежда и опора многих людей сегодня лежит на демократической оппозиции, на героях, которые готовы жертвовать своей жизнью за свои убеждения.

Только через объединение и солидарность можно достичь перемен и бороться за свободу. Смерть Навального и Немцова напоминает о том, что истинные борцы за правду и свободу становятся мучениками и символами сопротивления.

Сложная ситуация в стране требует укрепления демократических ценностей и активного участия граждан в политической жизни. Несмотря на трудности и разочарования, надежда на оппозицию и на перемены остается важной составляющей нашего будущего.

Необходимо верить в силу общественного духа и стремиться к созданию открытого и справедливого общества, где каждый голос будет услышан и уважен.

Сегодня мы стоим на пороге новой эпохи перемен и вызовов, и наш выбор определит будущее поколений. Всеобщее стремление к свободе и справедливости должно быть движущей силой нашего общества и гарантией его процветания и развития.

Необходимо неуклонно искать и поддерживать надежду, жить в ней – таковы слова, которые Алексей произнес во время длительного разговора о механизмах действия Солидарности. Он задавал вопросы о практических методах борьбы с коррупцией, обсуждал роль Комитета защиты рабочих, профсоюзов и церкви в этом процессе.

Ему было интересно, какие инструменты можно применить, какие изменения внести для более эффективной борьбы со злоупотреблениями. Важно отметить, что он смотрел на эти вопросы не только как православный, но и как человек, стремящийся к справедливости и ликвидации коррупции.

При обсуждении наших отношений с католической церковью, Алексей заметил различия в подходе и функционировании нашей церкви по сравнению с Польской католической церковью. Он высказывал свою беспокойство относительно влияния популистов и власти на обе церкви, однако подчеркивал, что польская церковь обладает независимостью, в то время как в православной церкви эта независимость отсутствует.

Алексей искал альтернативные подходы к развитию церкви в рамках православия, представляя себе возможные реформы и изменения, которые могли бы сделать церковь более открытой и прогрессивной. Он не видел себя в роли церковного начальства, а скорее как активного участника церковной общины, стремящегося к улучшениям и совершенству.

В его взглядах также прослеживалась критика отношения правящего патриархата к политическим вопросам. Алексей придерживался убеждения, что православие является важным элементом культуры и идентичности России, но при этом не стоит превращать религию в инструмент политического управления.

Он стремился к тому, чтобы вера и духовность оставались вне политических игр и манипуляций, сохраняя свою чистоту и ценности. В своих письмах к Папе Римскому Солженицын также выражал свои мысли и идеи по поводу роли церкви и веры в современном мире.

Его принципиальная позиция состояла в том, чтобы церковь служила духовным и моральным ориентиром, не покидающимся в политические баталии и амбиции. Алексей разделял эту точку зрения и активно дискутировал на тему будущего церковных реформ и развития православной общины.

Его участие в диалоге о значимости религии и духовности в современном обществе свидетельствует о глубоком понимании и осознании актуальности этих вопросов для общества в целом. Алексей стремился к созданию открытого и инклюзивного пространства для обсуждения религиозных и духовных тем, в котором каждый мог высказать свое мнение и внести свой вклад в поисках истины и духовного роста.

Этот поворот в гуманитарную сферу олицетворяет глубокое понимание и уважение культурных и религиозных различий. Алексей Навальный выступает за уважение католических и протестантских традиций, подчеркивая важность служения пастырей людям. В своих высказываниях он подчеркивает, что в отношениях как с государством, так и с церковью, необходимо придавать большее значение не идеологии, а реальным действиям и личной инициативе.

Его борьба с коррупцией основана на принципах честности и ответственности, а не на политических убеждениях. Навальный характеризует нынешнюю власть как «жуликов и воров», выступая за прозрачность и справедливость. Он не признает статус-кво и акцентирует внимание на необходимости принятия конкретных мер для изменения положения в стране.

Проект «Солидарности», затеянный Навальным, стал ярким примером формирования эффективной сети политических сторонников. Успех данной инициативы подтверждается возникновением народных мемориалов Навальному в различных городах России. Его отношение к Украине также вызывает интерес.

В 2015 году, после аннексии Крыма, Навальный критически относился к российским действиям на востоке Украины. В своих высказываниях он выступал против вмешательства России в украинские дела, поддерживая суверенитет Украины. Несмотря на критику и упреки в имперском мышлении, Навальный выступал за мирное сосуществование стран и поддерживал протесты против агрессивных действий России.

Его позиция по отношению к Украине свидетельствует о стремлении к диалогу и сотрудничеству между народами. В диалогах с Навальным отчетливо прослеживается его уважение к суверенитету и независимости других государств, а также его готовность к обсуждению проблем и нахождению конструктивных решений. Алексей Навальный продолжает активную деятельность в защите прав человека и борьбе за демократию, внушая ощущение надежды и возможности позитивных перемен в обществе.

В первую очередь, мне хотелось бы выразить свою точку зрения на этот важный вопрос. Я категорически поддерживаю Украину и ее стремление к независимости. Еще много лет назад, вместе с Яцеком Куронем, мы обсуждали будущее Украины, когда идея о самостоятельной украинской государственности казалась невозможной.

Однако мои взгляды остаются преимущественно прокраинскими. Считаю важным понимать менталитет русской демократии. Хотя она стремится к свободе, русский демократ все же остается гражданином имперской страны. Русский человек и англичанин, как гражданин империй, имеют определенные виды на жизнь.

Может возникнуть вопрос о том, действительно ли «Литва», «Латвия» и «Эстония» должны рассматриваться как часть России. В России такое утверждение никому не пришло бы в голову, хотя консервативная Польша может высказать подобное мнение относительно Литвы.

Однако уже давно Жижи Гедройц сумел убедить поляков в том, что Литва и Украина не являются частью Польши. Важно отметить, что ни Литва, ни Украина не подвергались полонизации, в то время как после Второй мировой войны в Литве произошла процесс русификации. Советизация Польши имела другие причины, нежели русификация.

Однако необходимо понимать, что имперское мышление присутствует в менталитете русской интеллигенции. Мои беседы с русскими людьми нередко заканчивались вопросом: «Зачем нужна независимая Украина? Право на самоопределение, конечно, важно. Автономия тоже имеет право на существование. Но ведь мы - одна братская семья, почему нам не жить вместе?» И все же никто не высказывает подобных взглядов относительно стран Прибалтики.

«Москва - это Великороссия, Украина - Малороссия. Но Киев - первый русский город в истории» - это просто проявление другого менталитета. Возможно, вы не согласитесь с этими утверждениями, но важно понимать, что они имеют свое историческое происхождение.

Кроме того, стоит помнить и о языковом аспекте общения с народом. Если вам действительно важно, чтобы вас понимали, не следует начинать разговор с обвинений на языке великой русской литературы, наподобие высказываний о пьяницах, ворах и дураках. В конечном итоге, для нас важно научиться слушать друг друга и стремиться к диалогу, основанному на взаимопонимании и уважении.

Нет. Ты становишься жертвой коррупционного режима. Это проблема, которая превосходит многие другие. Но в Европе и в Польше не всегда до конца понимают это.

Почему русских считают жертвами сталинского режима, а поляков нет? Почему Нобелевскую премию получил Александр Солженицын, а не польский писатель Густав Герлинг-Грудзинский, который описал свою лагерную историю? Да, книга Герлинг-Грудзинского потрясающая, но это не отменяет того факта, что Солженицын дал существенный вклад в изменение взглядов на большевизм. Важно отметить и роль русской имперской культуры в формировании русских писателей ХХ века, которая несомненно связана с историей России и Советского Союза.

Что касается преступлений сталинизма, то первыми о них должны говорить российские граждане, так как они несут ответственность за происходящее. В диалоге с Алексеем Навальным поднимается вопрос о сравнении положения в России и Польше. Польша в конце 80-х годов имела свои исторические успехи в лице Папы Римского Иоанна Павла II, движения «Солидарность» и Нобелевской премии Чеславу Милошу, что удачливо определило сценарий событий. Вопрос о том, почему русским не везет в политическом плане, остается актуальным.

России сложно выйти из практик тоталитарной политики из-за исторически сложившихся обстоятельств. События Перестройки в России шокировали своей откровенностью и свободой слова, что показало преимущества свободной прессы. Однако, этому разочарованию поверили не все. В данном контексте важно исследовать отличия и сходства между политической ситуацией в России и Польше, а также причины, которые мешают России отказаться от тоталитарных практик.

Это был захватывающий момент! Я стал свидетелем преображения этой страны, пробуждения демократического духа в России. Новые имена... Я не слышал раньше о Гаврииле Попове, о Юрии Афанасьеве, но мои глаза не могли оторваться от прочитанного: как можно так великолепно писать, используя богатство русского языка?! В этом я вижу надежду, несмотря на неопределенность. Может быть, не сегодня, но завтра. Я - оптимист.

Пан Адам, разве вы не считаете, что мы сейчас сталкиваемся с победой зла? Зло преуспевает, оно смотрит на наши усилия и смеется в лицо. Я говорю о замораживании помощи Украине со стороны Запада и о том, что Путина продолжают воспринимать серьезно как легитимного партнера для переговоров. - Но здесь речь идет уже о политике, а не о зле. - Мне тоже не нравится такое положение дел. Однако Гитлера тоже признавали до 1 сентября 1939 года, а США - даже позже, до войны с Японией. Нам нужно бороться с этим, потому что нет другого пути.

Установите мобильное приложение Радио Свобода Установить. Читайте Свободу в Телеграме. Войти. Подпишитесь на Свободу в Google Новостях. Подписаться.

По материалам: www.svoboda.org