В связи с терактом в ТЦ «Крокус Сити», сотрудникам столичного МВД поручили провести проверку всех граждан с целью выявления «резиновых квартир», в которых нелегально зарегистрированы мигранты.
Одновременно в регионах вводятся запреты на трудоустройство иностранцев. Вопрос о том, поможет ли это в борьбе с нелегалами, стал предметом обсуждения для журналистов издания «Газета.Ru».
С начала апреля в Москве начались масштабные профилактические мероприятия с целью выявления нелегальных мигрантов. Сотрудники полиции должны выявить «резиновые» квартиры, в которых живут десятки людей без официальной регистрации, и выявить случаи фиктивной прописки. «После теракта руководство МВД Москвы высказало претензии, и поручило сотрудникам задачу проверки 100% квартир в столице», — поясняет источник из правоохранительных органов.
По данным службы «Дом.МинЖКХ», в Москве проживает более 35 тыс. домов. Обходить их должны участковые, закрепленные за конкретными районами, однако их не хватает. «В некоторых отделах половина участковых отсутствует по штату, а на многих из них было 2-3 выходных дня, поэтому в рейды отправляются все службы, за исключением экспертов и следователей, хотя в некоторых отделах активно привлекают их», — говорит собеседник издания.
Формально профилактические обходы квартир должны проводить только участковые. Это влечет за собой ряд трудностей. «Меня несколько минут звонили в дверь, взглянула в глазок — два человека в форме, но не полной — без фуражки, нарукавников. Открывать было страшно», — рассказывает Елена, жительница Аннино, в беседе с «Газетой.Ru».
Соседи обратились в районный отдел МВД и узнали о проводимых в доме «рейдах». Жителей попросили открыть дверь сотрудникам полиции, объяснив, что проверки связаны с последними событиями. Один из сотрудников предъявил удостоверение, второй же утверждал, что у него его нет, но заверил жителей, что это лишь информационное посещение, без последствий.
Елена рассказывает: «Нам вручили листок с инструкцией, как поступать, если звонят мошенники. После разговора нас попросили назвать свои ФИО, сообщить количество проживающих в квартире и зарегистрированных лиц. Также записали мой номер телефона на случай дальнейшей связи». Однако эффективность данной процедуры вызывает сомнения у самих сотрудников. Из всех жильцов, которых нужно проверить за день, соглашаются открыть дверь только не более 5%. Особенно неохотно делают это те, в квартирах которых прописаны десятки мигрантов.
Помимо проверок в пожилых домах, начали проводить проверки и в компаниях. Ведомство регулярно докладывает о выявленных нарушениях миграционного законодательства. Речь идет не только о лицах без разрешения на работу. В некоторых регионах замечены нарушения со стороны иностранцев, когда они работали в России по патенту — документу, дающему право на работу на территории страны. Во многих субъектах федерации эти ограничения действуют с 2014 года и ежегодно продлеваются. В 2024 году список регионов с ограничениями был пополнен несколькими новыми. В Саратовской области иностранцам запретили работу в сфере пассажирских перевозок и продаже продуктов питания.
Данный подход был принят с целью повышения уровня безопасности в ключевых сферах общественной жизни и защиты законных прав граждан. Об этом заявил губернатор Роман Бусаргин.
На текущий момент лидером по количеству блокировок для мигрантов является Краснодарский край. Еще в 2023 году иностранцам было запрещено заниматься добычей полезных ископаемых, производством пищевых продуктов, приправ, чая, кофе, табака, очисткой воды, утилизацией отходов, торговлей, медициной, образованием, страхованием, доставкой почты, ремонтом техники и другими персональными услугами.
А в 2024 году список запретов был расширен до 85 пунктов. По мнению экспертов, немногие регионы решатся повторить такой опыт из-за высокого риска остаться без необходимых кадров. Согласно руководителю портала «Мигранто.Ру» Светлане Саламовой, введение запретов на широкий спектр отраслей вызывает хаос и панику среди работодателей, которым требуется быстро найти альтернативу мигрантам-патентщикам, а также среди самих мигрантов, в частности тех, кто вложил средства и усилия в свою легализацию.
Все это представляется крайне проблематичным и психологически травматичным. Специалисты опасаются того, что из-за «копирования опыта» нелегальный сегмент населения покинут даже те, кто изначально жил и работал в стране незаконно.