Принят во втором чтении закон об инвалидах в Узбекистане

Май 27, 2024 / 15:13

В начале апреля на заседаниях фракций политических партий в нижней палате парламента рассматривался проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан о правах лиц с инвалидностью». Законопроект был рассмотрен в первом чтении 2 апреля и концептуально принят.

Принят во втором чтении закон об инвалидах в Узбекистане

Сообщалось, что в ходе подготовки проекта ко второму чтению ответственный комитет провел ряд встреч и семинаров с участием членов рабочей группы, юристов, представителей профильных министерств и ведомств. 23 апреля, «после бурных обсуждений», законопроект был принят депутатами во втором чтении. Теперь его должен рассмотреть Сенат.

Депутаты сообщили, что изменения в законе «О правах лиц с инвалидностью» предоставят дополнительные условия для обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также на получение образования с использованием доступных мультимедийных средств и информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов закон дополняется нормами, которые определяют допустимые при взаимодействии с лицами с инвалидностью, а также устанавливают основания для адаптации объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения беспрепятственного доступа для лиц с инвалидностью, говорится в официальном сообщении.

Депутаты считают, что принятие закона способствует расширению возможностей, созданных для людей с инвалидностью, и усилению их прав и свобод.

Но что о законопроекте думают сами люди с инвалидностью и представляющие их права и интересы общественные организации? Были ли они включены в рабочую группу по внесению изменений и дополнений в закон, считающийся основным для них? Принимали ли они участие в обсуждениях законопроекта в первом и втором чтениях?

Законопроект не был опубликован для общественного обсуждения на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Важно проводить широкие консультации и открытый диалог с представителями инвалидных групп и их организациями при разработке законодательства, касающегося их жизненно важных прав. Только таким образом можно гарантировать адекватное участие лиц с инвалидностью в процессе формирования законов, которые напрямую затрагивают их интересы и повседневную жизнь.

Необходимо обеспечивать содействие и прозрачность во всех этапах принятия законодательных актов, чтобы учесть мнение и потребности всех социальных слоев общества, в том числе лиц с инвалидностью.

Организации людей с ограниченными физическими возможностями не имеют представления о том, какой законопроект обсуждался и был принят в Законодательной палате. Закон «О правах лиц с ограниченными физическими возможностями» является базовым законом для людей с ограниченными физическими возможностями. Разве можно его принимать и изменять без участия самих лиц с ограниченными физическими возможностями и их общественных организаций?

В 2023 году в целях приведения национального законодательства в соответствие с положениями и принципами Конвенции «О правах инвалидов» Ассоциация инвалидов Узбекистана разработала предложения по внесению изменений и дополнений в закон «О правах лиц с ограниченными физическими возможностями» и представила разработанный проект в Национальный центр по правам человека (НЦПЧ).

Ознакомиться с предложениями Ассоциации инвалидов о приведении законодательства Узбекистана в соответствие с Конвенцией ООН мы просим НЦПЧ, чтобы они передали наши предложения в Кабинет министров. Сделали они это или нет, я не знаю. Какие поправки утвердила Законодательная палата, нам неизвестно. Комитет по труду и социальным вопросам Законодательной палаты нас не приглашал принять участие в обсуждении законопроекта.

Данная ситуация считается грубым нарушением принципов и положений Конвенции ООН о правах инвалидов, — говорит председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана.

В данном случае нарушен принцип Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ). Более того, согласно конвенции, государство должно брать на себя обязанности привлекать и включать лиц с ограниченными физическими возможностями, а также представляющие их организации при принятии любых решений, затрагивающих их права и интересы.

Чтобы обеспечить соблюдение этих принципов и положений, необходимо улучшить механизм участия организаций людей с ограниченными физическими возможностями в процессе разработки и принятия законодательных актов. Недостаточное представительство и участие данной категории граждан в законодательном процессе законодательства могут привести к принятию решений, которые не учитывают их интересы и особенности.

Поэтому важно обеспечить активное взаимодействие между государственными органами и организациями, представляющими интересы людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы создать законы и положения, которые соответствуют их потребностям и уважают их права.

Только через диалог и сотрудничество можно создать законы и механизмы защиты прав людей с ограниченными физическими возможностями, обеспечивающие им равные возможности и доступ к ресурсам и услугам общества.

Важно, чтобы все законодательные акты, касающиеся этой категории граждан, разрабатывались с учетом их мнения и позиции, чтобы обеспечить справедливое и равноправное обращение с ними.

Уважение к правам и достоинству людей с ограниченными физическими возможностями должно быть в центре законодательства и практики государственных органов, чтобы создать инклюзивное и поддерживающее окружение для всех членов общества.

Необходимо уделять больше внимания вовлечению лиц с ограниченными физическими возможностями во все сферы жизни общества, чтобы обеспечить им равные возможности для самореализации и участия в общественной жизни.

Только через уважение и поддержку к каждому человеку, вне зависимости от его физических возможностей, можно создать справедливое и гуманное общество, где каждый чувствует себя уважаемым и признанным членом общества.

Законодательная власть должна быть чувствительной к потребностям и правам людей с ограниченными физическими возможностями и действовать во благо всего общества, обеспечивая защиту прав и интересов всех его членов.

Обязанность консультироваться с лицами с инвалидностью является одним из основных принципов Конвенции о правах инвалидов. Статья 4(3) данной Конвенции требует, чтобы государства тесно консультировались с лицами с инвалидностью, включая детей с инвалидностью, и активно привлекали их к работе по вопросам, касающимся лиц с инвалидностью.

На заседании Законодательной палаты во время второго чтения законопроекта участвовали представители Национального агентства социальной защиты, но они также не обратили внимание на то, что нарушаются обязательства государства, указанные в Конвенции о правах инвалидов. Депутаты предложили такие поверхностные изменения, как замену понятия на понятие.

Исходя из содержания и важности проекта, были внесены редакционные исправления в название и введение закона. Были также предложены изменения, подразумевающие доступ для людей с инвалидностью к правосудию наравне с другими, участие на всех стадиях судебного разбирательства, а также на стадиях дознания и предварительного следствия, участие в политической жизни общества и государства наравне с другими, непосредственно и через своих представителей, включая право голосовать и быть избранным, участвовать в референдуме.

Включается также изменение по получению образования лицами с инвалидностью с помощью мультимедийных средств через развитие информационно-коммуникационных технологий. Члены Законодательной палаты утверждают, что «общепризнанные международные нормы и стандарты в сфере предотвращения и обеспечения прав лиц с инвалидностью имплементированы в национальное законодательство». Однако до сих пор неясно, сколько судебных дел было рассмотрено касательно дискриминации по признаку инвалидности в Узбекистане.

Существует целый набор правовых механизмов для защиты лиц с инвалидностью от дискриминации на законодательном уровне. В нашем законодательстве предусмотрены наказания за такие типы правонарушений. Однако, несмотря на это, остаются открытыми вопросы о том, насколько эффективно и полноценно они реализуются.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов в закон вводятся определения и понятия, которые должны гарантировать защиту прав и интересов лиц с инвалидностью. Не всегда ясно, были ли включены депутаты в законопроект другие понятия из Конвенции, такие как «универсальный дизайн» и «язык». Можно лишь предполагать, что само понимание и определение инвалидности в законе «О правах лиц с инвалидностью» остаётся прежними, не учитывая в полной мере все нюансы, включая взаимодействие лиц с инвалидностью с различными барьерами, которые могут мешать их полноценному участию в жизни общества наравне с другими.

В преамбуле Конвенции отмечается, что инвалидность – это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми с нарушениями здоровья и окружающей средой, которая мешает им полноценному участию в жизни общества.

Таким образом, Конвенция делает акцент не только на нарушения здоровья, но и на барьеры, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью. Наличие таких барьеров является основным источником их дискриминации. Это приводит к пониманию инвалидности через призму социальной модели, где не только само состояние здоровья играет роль, но и условия окружающей среды, которые могут препятствовать полноценной социальной активности инвалидов.

Для борьбы с дискриминацией и защиты прав инвалидов законодательство предусматривает ответственность виновных лиц и организаций, которые систематически или случайным образом нарушают их права. Это может включать административные штрафы, гражданские исковые требования, а также уголовное преследование в случаях тяжких нарушений. Необходимо продолжать работу над совершенствованием законодательства и его практической реализацией, чтобы обеспечить полноценную защиту прав и интересов лиц с инвалидностью и исключить любые проявления дискриминации в обществе.

Депутаты, как представители законодательной власти, играют важную роль в формировании законодательства, касающегося прав и защиты людей с инвалидностью. Однако, не всегда они хорошо разбираются в тонкостях социальной модели инвалидности и специфических потребностях этой категории граждан.

В существующей версии закона о правах лиц с инвалидностью отсутствуют отдельные статьи, посвященные женщинам с инвалидностью, детям с инвалидностью, ситуациям риска и чрезвычайным гуманитарным ситуациям, статистике и сбору данных об инвалидности, национальному мониторингу и т. д.

В новом законе возможно было бы утвердить статус Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью в качестве координационного механизма, чтобы обеспечить более эффективную реализацию мер по защите прав данной категории граждан.

В ходе обсуждений в Законодательной палате отмечалась нехватка экспертного мнения среди самих людей с инвалидностью и их общественных организаций. Это свидетельствует о необходимости более широкого вовлечения заинтересованных сторон в процесс создания законодательных актов, касающихся инвалидности.

На примере высказываний депутата Умида Жабборова видно, что не все законодатели глубоко разбираются в вопросах инклюзии людей с инвалидностью. Предложение изменить понятие из статьи 2 КПИ на «дактильное общение» и внесение «сурдоалфавита» в дополнение к азбуке Брайля может свидетельствовать об ограниченных знаниях в области инвалидности.

Важно учитывать, что существующий закон уже упоминает определение таких понятий, как «сурдоперевод».

При этом следует отметить, что люди с инвалидностью являются лучшими экспертами своих прав, поскольку обладают жизненным опытом инвалидности. Поэтому важно привлекать их к обсуждению и разработке законодательства, чтобы обеспечить максимальную защиту и поддержку этой уязвимой категории населения.

В настоящее время в составе парламента отсутствуют депутаты с инвалидностью, которые защищали бы права и интересы лиц с различными формами инвалидности. Статья 29 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечивать полноценное участие лиц с инвалидностью в общественной жизни. Люди с инвалидностью должны иметь право и возможность быть избранными в парламент, и такие случаи далеко не редкость в мире.

В январе этого года Мар Гальсеран вошла в историю как первый член парламента Испании с синдромом Дауна. Когда ей было 18 лет, она вступила в консервативную Народную партию и начала свою политическую карьеру. Она хочет, чтобы её воспринимали в первую очередь как личность, а не судили о ней по инвалидности.

Примеры не нужно идти далеко. В соседнем Казахстане бывшая председательница Общественного объединения «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» в городе Алматы Ляззат Калтаева является депутатом Сената Парламента с января 2022 года. С 30 октября 2023 года она возглавила вновь созданный Совет по инклюзии при Сенате.

В январе 2022 года в Казахстане приняли закон о включении лиц с инвалидностью в квоту для депутатов. Проект закона предусматривает положения по закреплению, необходимость их учёта при распределении депутатских мандатов в Мажилисе (нижней палате) Парламента. Это важный шаг в направлении обеспечения равных возможностей для всех граждан, включая тех, кто имеет инвалидность.

Подобные меры позитивной дискриминации помогут создать более представительный и разнообразный законодательный орган, который учитывает интересы всех слоёв общества. В некоторых странах уже существуют аналогичные положения, например, в Испании и Италии, где законодательство обязывает партии включать в свои списки кандидатов представителей общественных объединений инвалидов.

Для обеспечения более широкого участия людей с инвалидностью в политической жизни и принятии решений, касающихся их прав и интересов, важно создавать условия для их активного участия в обсуждении законопроектов и других важных вопросов.

В Узбекистане Сенат всегда открыт для негосударственных некоммерческих организаций инвалидов, что позволяет им высказывать свои мнения и предложения.

Однако, следует отметить, что в настоящее время социальное партнерство между государственными органами и организациями лиц с инвалидностью остается ограниченным. Необходимо активизировать эту практику, чтобы обеспечить более конструктивное участие инвалидов в улучшении законодательства, касающегося их прав.

При обсуждении законопроектов о правах инвалидов в Сенате, важно учесть мнения и предложения общественных организаций инвалидов, таких как «Ассоциация инвалидов Узбекистана», которая является крупнейшей зонтичной организацией, объединяющей общественные объединения инвалидов по всей стране.

Участие представителей данной ассоциации в общественном совете при Национальном агентстве социальной защиты может значительно улучшить обсуждение и принятие законодательства, способствуя защите прав инвалидов.

Важно развивать диалог между государственными органами и общественными организациями инвалидов для эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в Узбекистане.

Надеемся, что совместные усилия государства и общественных структур позволят создать более благоприятные условия для жизни и участия инвалидов в общественной жизни и политике страны.

По материалам: www.gazeta.uz