Залину Маршенкулову, известную общественную деятельницу, феминистку и авторку телеграм-канала 'Женская власть' в России, подверглись преследованию в виде возбуждения уголовного дела по статье 205.2 'Оправдание терроризма' из-за ее контроверсиальных антивоенных публикаций.
В своих постах Маршенкулова осуждала Владлена Татарского, погибшего в результате теракта, называя его 'людоедом', 'агрессором' и 'бывшим грабителем'. Своим насмешливым тоном и провокационными высказываниями, она уже не раз привлекала внимание к своей персоне.
В своем телеграм-канале активистка даже пошутила, описав себя как 'криминальный авторитет'. Это не первый случай, когда Залину Маршенкулову преследуют за ее деятельность в области защиты прав женщин.
Ставки на ее голову сделали не только ультраправые группировки, но и ряд общественных деятелей.
В том числе, после того как Маршенкулова поддержала девушек, участвовавших в съемках порнографического видео с участием музыканта Тилля Линдемана в 2020 году, на нее обрушилось множество угроз из паблика 'Двач'.
В результате новости об уголовном деле против феминистки, угрозы стали поступать еще чаще. Многие подвергаются насилию и угрозам за свою общественную позицию и активизм, но Маршенкулова продолжает отстаивать свои принципы.
В интервью для Радио Свобода она подчеркнула: 'Я не удивлена возбуждению уголовного дела. После войны уголовные дела стали штамповаться без должных оснований. Заключение режиссерки Евгении Беркович лишний раз подтвердило, что независимых мыслителей и лидеров мнений просто либо сажают, либо выталкивают из страны'.
Маршенкулова отметила, что начались даже доносы на нее, что стало повседневной реальностью. В течение пяти лет жизни в России она сталкивалась с угрозами физического насилия и других видов давления.
Ситуация с правами женщин и феминистским активизмом в России остается сложной и опасной. В условиях растущего давления на активистов и оппозиционеров, Маршенкулова продолжает отстаивать свое право на свободу слова и свои убеждения.
Ее история стала еще одним примером того, как трудно бороться против системы и патриархальных устоев в современном обществе.
Моя готовность к репрессиям не помешала мне удивиться тому, за что меня обвиняют. Обвинения в оправдании терроризма – это абсурд. В моих публичных высказываниях не было ничего, что можно было бы трактовать как оправдание терроризма. Я явно осуждала войну, убийства и насилие.
Меня привлекли к уголовной ответственности просто за то, что открыто критиковала вторжение в Украину. Власть решила, что мое мнение оказывает влияние на общественное мнение и боится этого влияния. В уголовном деле, возбужденном против меня, я вижу не наказание, а признание моего вклада в защиту прав и свобод. Хотя это признание не перед Родиной, а перед всем человечеством.
Я не ожидала, что столкнусь с таким адом. Меня потряс полный масштаб начавшейся войны. В тот момент я находилась в России. Даже несмотря на предупреждения о возможной арестации, которые я получала пять лет до начала официальной войны с Украиной, я не хотела покидать страну. У меня уже давно была готовность столкнуться с последствиями моей деятельности в области правозащиты.
Я была уверена, что рано или поздно ко мне придут с обыском и придумают обвинение. В России действительно запрещено критиковать насилие над женщинами и детьми. Началась война, и мое терпение истощилось. Молчать о происходящем на войне я не могла. Я высказала свои взгляды на убийства украинцев, включая детей, и на отправку российских солдат из разных регионов на фронт.
Ведь воевать и погибать идут преимущественно не дети чиновников, а простые граждане, которые не могут купить себя на свободу. Мне нужно было выразить свое недовольство, и именно тогда начались преследования за любые слова, высказанные против войны. Я осознала, что ситуация становится безумной и мне нужно уехать.
Таким образом, отказ от поддержки убийства невинных людей стал для меня важным принципом. В связи с этим я приняла решение вместе с семьей эмигрировать.
Еще до отъезда мне поступила угроза о том, что меня поджидает возле дома. Эта ситуация не позволила мне даже зайти в свою московскую квартиру, чтобы забрать личные вещи. В начале марта я уехала в Ереван вместе с ребенком и небольшим рюкзаком.
Несмотря на отсутствие массовых протестов, я считаю, что жители России не одобряют войну. Люди могли бы выразить свое недовольство войной и мобилизацией, но опасаются оказаться в тюрьме за это. В России проводить публичные протесты очень рискованно, потому что можно не успеть покинуть страну. Хотя Конституция гарантирует право на свободу собраний, власть принимает законы, ограничивающие свободу слова.
К моменту начала войны против Украины большинство россиян были запуганы. Политика российской власти давно пропагандирует жизнь в условиях насилия. Примером служит ролик, призывающий мужчин убивать людей в армии как обычную работу. Это лишь один из примеров продвижения идеи токсичной маскулинности на государственном уровне.
Моя основная проблема с носителями токсичной маскулинности, включая государство, заключается в противодействии насилию, вторжениям с имперскими амбициями. Власть считает, что сила есть право, тогда как я считаю, что правду надо ставить выше всего. Моя правда, мои ценности делают меня сильнее. Это заставляет нас бороться с насилием и патриархатом как с системой, порождающей насилие. Мы становимся обвиняемыми, осуждаемыми по уголовным делам, политзаключенными, узниками совести.
В современном обществе террористы и преступники продолжают устрашать и убивать людей, пока некоторые из них остаются на свободе. Недавно поступила информация о помиловании двух членов банды «Цапков», которые были осуждены на 20 лет за участие в массовом убийстве. Этот пример говорит о проблеме недостаточно строгого наказания для преступников.
В современном мире насилие в семье против женщин и детей становится все более нормализованным. В некоторых кругах общества до сих пор существует мнение, что детей можно наказывать физически, что вызывает ожесточенные дискуссии в социальных сетях, таких как «Твиттер».
Легализация насилия внутри семьи может привести к распространению насилия на уровне государства. Люди, противостоящие этому явлению, часто сталкиваются с серьезным сопротивлением со стороны властей.
Иногда защитники прав женщин и детей становятся объектами угроз и давления из-за своего принципиального возражения против насилия.
Вопросы гендерного равенства, уважения прав женщин и их безопасности требуют постоянного внимания общества и правительства. На пути к достижению полной равноправности гендеров, понимания и уважения женщин как равных членов общества необходимы серьезные усилия и изменения в образе мышления на всех уровнях.
В современной культуре укоренены гендерные стереотипы, которые ограничивают потенциал женщин и детей, вводя их в рамки обусловленных обществом ролей. Распределение обязанностей, стереотипы о женских и мужских профессиях, социальные ожидания - все это формирует основу для дискриминации и насилия в отношении женщин.
Поддержка принципов феминизма, борьба за гендерное равенство и защита прав детей являются неотъемлемой частью борьбы за справедливость и уважение каждого человека как индивида. Отказываться от гендерных предрассудков, выступать против насилия и угнетения - это моральная обязанность каждого человека, кто стремится к построению гармоничного общества на основе уважения и равноправия.
Важно помнить, что изменения начинаются с каждого из нас, с наших убеждений, слов и действий. Борьба за права и свободу не всегда проста, но необходима для того, чтобы обеспечить будущее без насилия, угнетения и дискриминации.
Говорить правду, выступать против несправедливости, отстаивать принципы гуманизма и равноправия - вот что делает нас сильнее как общество и как индивидуумы.
Вместе мы можем добиться перемен и создать мир, основанный на уважении и понимании друг друга. Давайте сделаем шаг вперед в направлении культуры справедливости и равноправия для всех, несмотря на сопротивление и вызовы, с которыми мы сталкиваемся на пути к светлому и гармоничному будущему для каждого человека.
Я верила, что важно не молчать о важных вопросах, о которых нельзя умолчать. Под этим лозунгом, «вspirированная» словами Василия Кандинского и песней Владимира Высоцкого, я начала свою деятельность в области секс-просвета и борьбы с квир-фобией.
Для меня принципиально высказывать свое мнение, потому что молчание может быть воспринято как согласие с тем, что происходит вокруг. Я не осуждаю тех, кто предпочитает молчать, но лично я не могу оставаться в стороне, когда видимые нарушения прав и свобод происходят прямо перед моими глазами.
Борьба за права и свободы требует много усилий и часто оставляет чувство одиночества из-за непонимания и агрессии со стороны окружающих. Я столкнулась с угрозами и ненавистью, когда попыталась выступить за ненасильственное отношение к женщинам. Агрессоры не стали аргументировать свои действия, а вместо этого начали угрожать мне физической расправой. Даже когда я была беременной, им это не показалось преградой.
Общественные сообщества подстрекали к насилию и ставили награды за нападение на меня. Хоть мы и пытались привлечь внимание к этим угрозам, ситуация оставалась безизбежной. Не смотря на страх и давление, я решила не молчать.
Поведение агрессивных группировок искажено праведным гневом и агрессией, а мое убеждение о необходимости правильных действий только укрепилось. Я называю их условно Z-патриотами, чтобы подчеркнуть их вырожденные принципы и цели.
Несмотря на все сложности, я почувствовала искреннюю поддержку и солидарность от людей, которые разделяют мои ценности и уважают мою позицию. Мне поступает множество предложений о помощи и поддержке, которые дают мне силы продолжать борьбу.
Возможно, не все готовы публично высказаться в мою защиту, но я чувствую, что на моей стороне стоит много людей, готовых поддержать меня в этой нелегкой битве. Поддержка этих людей помогает мне оставаться сильной и настойчивой в своей деятельности, несмотря на угрозы и опасности, которые мне доводится переносить.
Если у людей нет возможности публично выразить свое мнение, это не означает, что они не видят и не слышат происходящее вокруг. Они все осознают. Именно для того, чтобы дать голос этим людям, я здесь.
Часто мне говорят, что сейчас не время для обсуждения феминизма, что нужно сосредоточиться исключительно на мирной деятельности. На такие замечания я отвечаю, что если бы мы начали говорить о женских правах раньше, войны, возможно, бы не произошло. Сегодняшнее время – время нарушения даже основных прав человека, не говоря уже о равенстве полов. Мы должны бороться за права всех людей, независимо от пола, и доказать, что женщина так же ценна, как и мужчина. Эти цели не исключают друг друга, они дополняют друг друга.
Сегодня женская жизнь далеко не равноправна мужской. Женщины – половина человечества, а не какое-то меньшинство. Мы должны говорить об этом и защищать их права. Даже в тяжелые времена для обсуждения прав меньшинств нельзя молчать.
Война приносит с собой ужасное насилие, особенно в семьях, где мужчины, вернувшись с ПТСР, становятся источниками насилия. Жертвами становятся женщины и дети. Ведь мы все слышим о случаях убийств женщин участниками СВО. Я часто вступаю в дискуссии с людьми, чьи взгляды отличаются от моих, в том числе с известными личностями как писатель Сергей Минаев и блогер Ксения Коляда.
Каким образом вам удается сохранять уважение к таким собеседникам? Считается, что жизнь общественного деятеля представляет собой постоянное противостояние неприятным точкам зрения. Люди, занимающиеся общественной деятельностью, должны постоянно анализировать текущую ситуацию.
Для этого крайне важно уметь воспринимать и понимать различные мнения. В случае, если вести обсуждения только с единомышленниками, существует опасность оказаться в информационном вакууме и не заметить ключевых изменений в общественном мнении. Например, чтобы услышать аргумент о том, что женщины, приобретя права, могут перестать давать жизнь детям, важно общаться с теми, кто несогласен с вашей точкой зрения.
Комфортная зона часто приводит к застою. Поэтому важно постоянно выходить за пределы своего удобства. Если говорить о участиив дискуссиях с матушкой «Ксенией Колядой», такие встречи необходимы для того, чтобы освободить женщин от оков патриархата. Многие представительницы слабого пола живут с иллюзией о том, что, став идеальными женами и матерями, встречут любовь и признание у мужчин. Однако патриархальное общество не дарит им ничего, кроме страданий. Моя задача заключается в том, чтобы предостеречь их об этом.
Суть в том, что я готова выслушать и понять каждого. – Женщин в России почти половина от общего числа населения. Возникает вопрос: почему патриархальные устои, не выгодные половине населения страны, до сих пор остаются столь устойчивыми? В течение всей советской истории женщины несли на себе огромную нагрузку. Днем они трудились на работе, а вечером – занимались домашними делами. Сегодня, век спустя, быт и обязанности по уходу за домом по-прежнему считаются женскими задачами. Эта традиция, укоренившаяся за многие годы, является одной из причин сохранения патриархальных устоев в обществе.
В свете современной ситуации возрастает популярность идеи стать эскортницей или содержанкой, то есть выйти замуж за богатого мужчину и вести беззаботный образ жизни.
У женщин в России присутствует стремление переложить ответственность на кого-то другого и насладиться отдыхом. Это одна из причин, почему концепции феминизма так сложно продвигать среди россиянок.
Они трудятся на невыгодных условиях всю жизнь, а затем появляются феминистки, призывающие к тому, чтобы они продолжали бороться. Мне кажется, что моя задача как активистки - помочь женщинам повысить их самооценку, научить ценить себя как профессионалов, добиваться равных прав и уверенности в своих силах.
Чтобы избавиться от вредной привычки недооценивать себя, женщине необходимо затратить немало усилий. Экстремистски настроенные феминистки утверждают, что патриархия является выгодной для мужчин. Я склонна считать, что, возможно, некоторым мужчинам патриархия приносит пользу.
Однако в долгосрочной перспективе патриархия вредит мужчинам. Статистика смертности в России подтверждает это утверждение. Это первоочередная причина, по которой мужчины должны присоединиться к нам в борьбе против патриархата.
Другой аспект заключается в том, что счастливых отношений, в которых присутствует явная иерархия, по большому счёту не существует. Я не встречала ни одной счастливой пары, где мужчина играл роль главы семьи, а женщина была ему подчинена.
Рано или поздно, даже самая сдержанная женщина устает от жизни в абьюзивных отношениях. Я получаю множество писем от таких женщин, с которыми моя поддержка помогла им выйти из ущербных браков.
Патриархальная семья - это семья, в которой счастье строится на унижении женщины, а порой даже на её страданиях. Однако настоящее счастье не может быть построено на чьем-то угнетении.
Счастье можно найти в уважении и поддержке друг друга. Я уже 16 лет в браке и понимаю, что значат долгие и счастливые отношения.
Для большинства мужчин нет выгоды в «патриархальных отношениях». Не столь приятно всегда быть в центре внимания и не иметь возможности делить заботы с партнером.
Феминизм также выгоден мужчинам. Патриархат приносит выгоду лишь государству и церкви.
Сейчас обсуждается запрет абортов, чтобы лишить женщин свободы и превратить их в рабынь. Женщины без образования будут вынуждены рожать молчаливых подданных, не знающих свои права. Пока мужчины решают свои военные вопросы, женщины рожают новых солдат.
Феминизм можно успешно пропагандировать с помощью стендапа, который проникает в широкие массы, не заинтересованные в этой теме. Через юмор и иронию можно эффективно донести любые идеи.
Некоторые мужчины пишут мне, что были патриархальными и сексистскими до того, как прочли мой блог, увидели мои вызывающие посты и начали задумываться. Первоначально они возмущались и ненавидели меня, но со временем начали разделять мою точку зрения.
Отрицание, торг, гнев, депрессия и принятие - это этапы в познании меня и себя.
Сегодня многие антивоенные активисты, вынужденные покинуть Россию из-за политических притеснений, чувствуют себя измученными и без сил. Как сохранить внутреннюю гармонию в подобных условиях?
Мне всегда помогает понимание правильного и неправильного. Женщин нельзя унижать и насиловать, их надо уважать - это основные принципы.
Нет необходимости в дискуссиях по этому поводу. Преследование гуманистических идей должно вызывать праведное негодование. Это помогает двигаться дальше и сохранять веру.
В наше время происходит абсурд. Лучший способ борьбы с ним - смеяться над абсурдностью, как делал Алексей Навальный до конца своей жизни. Он был прав. Противостоять злу лучше всего через иронию.
Смеяться над своими страданиями тоже полезно. Но также допускается жаловаться на трудности. Важно сохранять человечность.
Мы противопоставляем себя злу, мы живые, настоящие люди, исполненные чистых чувств, а не безжизненные машины, уничтожающие друг друга. Лучшее возмездие врагам - быть счастливым.