Национальный рейтинг университетов в области психологии 2023

Авг 29, 2024 / 09:16

Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» представил свой второй экспериментальный рейтинг высших учебных заведений, акцентируя внимание на образовательных программах в области «Психология». В этом рейтинге впервые были выделены успешные достижения частных университетов и институтов, что свидетельствует о росте их влияния в области психологического образования. Для проведения исследования была проанализирована работа 150 вузов Российской Федерации, что обеспечило всесторонний охват и разнообразие образовательных программ.

Национальный рейтинг университетов в области психологии 2023

Методология исследования включала в себя анкетирование различных участников образовательного процесса, таких как кураторы психологических направлений, научно-педагогические работники, студенты и выпускники, что дало возможность получить комплексное представление о каждом учебном заведении. Также в ходе анализа были исследованы массивы информации из СМИ и социальных медиа, а также публикации, размещенные в русскоязычных научных журналах, что позволило выявить актуальные тренды в области психологии и образования. Дополнительно, были обработаны данные о том, как студенты принимали участие в олимпиаде «Я – профессионал», что подтвердило их заинтересованность и активность в профессиональном саморазвитии.

Как отметил руководитель проекта Национального рейтинга университетов группы «Интерфакс» Алексей Чаплыгин, использование новых источников информации значительно увеличило круг участников исследования по сравнению с предыдущим годом, что сделало рейтинг более объективным и полным. Презентация результатов работы состоялась в ходе круглого стола под названием «Качество образования в психологии: рейтинг психологического образования 2024», где собрались ректоры, сотрудники университетских программ, а также эксперты в области психологии для обсуждения текущих достижений и проблем в образовательном секторе.

На вершине нового рейтинга оказались такие авторитетные учреждения, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, а также Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Эти ведущие вузы уже зарекомендовали себя как центры квалифицированного психологического образования.

Таким образом, национальный рейтинг, организованный «Интерфакс», не только демонстрирует качество и разнообразие образовательных программ в области психологии, но и служит индикатором развития отрасли в целом. Успех частных университетов и институтов в этом направлении подчеркивает важность их вклада в систему высшего образования в России.

На пятой позиции в рейтинге образовательных учреждений России расположился Московский институт психоанализа, который стал первым частным вузом, попавшим в столь высокие ранги.

Алексей Чаплыгин, руководитель проекта, отметил, что в дальнейшем списке можно увидеть еще три негосударственных образовательных заведения. Это, по его мнению, свидетельствует о том, что частное образование в области психологии активно и эффективно соперничает с государственными институтами.

«Анализ тематического коммуникационного пространства показывает растущий интерес к образовательным программам психологии, которые предлагаются не только классическими медицинскими университетами, но и педагогическими», - добавил он.

Также Чаплыгин подчеркнул, что улучшение позиций педагогических вузов в рейтингах связано с увеличением конкуренции на психолого-педагогических направлениях и ростом числа мест по целевому набору, что говорит о большей востребованности этих программ.

По мнению Александра Асмолова, профессора и заведующего кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, новые технологии оказывают положительное влияние на развитие психологии в целом.

Он выделил новое направление в науке - киберпсихологию, которое занимается исследованием поведения людей в цифровом пространстве.

Асмолов утверждает: «Киберпсихология начинает занимать важное место среди дисциплин в области психологии. Профессор Галина Солдатова, заведующая кафедрой социальной психологии и антропологии Московского института психоанализа, является первопроходцем в изучении этой области в нашей стране».

По его словам, идеи, предложенные Солдатовой, становятся ключевыми в данном направлении науки, что с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и преподавателей.

В результате анализа можно отметить, что особенно в последние годы наблюдается заметный рост популярности изучения психологии как в частных, так и в государственных образовательных учреждениях.

Это подчеркивает растущую важность психологических знаний в обществе, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа желающих получить такие специалисты.

Можно также выделить, что развитие киберпсихологии отвечает современным вызовам и позволяет более глубоко понять и анализировать поведение людей в эпоху цифровых технологий.

Важно, что исследования в этой области открывают новые горизонты для изучения человеческой природы и социальной динамики, что делает научные разработки особенно актуальными в условиях изменений, происходящих в мировом сообществе.

Таким образом, Московский институт психоанализа и другие частные вузы продолжают активно развиваться, открывая новые направления и предлагая современные образовательные программы, что делает их конкурентоспособными на рынке услуг высшего образования.

Наблюдая за текущими тенденциями, можно смело утверждать, что частное образование имеет все шансы занять достойное место в системе высшего образования, способствуя тем самым более высокому качеству подготовки специалистов в области психологии.

На основе проведенного анализа результатов рейтинга, стало очевидно, что психология в современном мире становится все более тесно связанной с когнитивными науками.

В этой связи возникает необходимость выделения науки о человеке в отдельную категорию, что подчеркивает растущую значимость психологии как самостоятельной дисциплины.

В этом контексте И.о. декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, а также заведующая кафедрой психологии личности, доктор психологических наук Светлана Костромина, выделила ещё одну заметную тенденцию, проявившуюся в рейтинге, проводимом агентством «Интерфакс». Она подчеркнула уникальность каждого учебного заведения, отраженную в его рейтинговых показателях.

«Каждый вуз обладает своим неповторимым лицом, которое становится основополагающим фактором для его позиции в рейтинге,» - отметила Костромина.

Она также добавила, что на сегодняшний день очевиден высокий спрос на направления, связанные с психологией. Этот фактический рост признания данной области связан с тем, что она предоставляет возможности для реализации профессионального потенциала в самых разнообразных сферах: в научной деятельности, практике, а также в прикладных аспектах и общественной жизни.

Кроме того, первым проректором Московского института психоанализа (МИП), кандидатом психологических наук Александром Демидовым было акцентировано внимание на важности экспериментирования как ключевого аспекта в работе негосударственных высших учебных заведений.

«Более 10 лет назад мы начали экспериментировать с развитием онлайн-форматов обучения. Если в 2011 году это были только пробные шаги, то пандемия 2020 года продемонстрировала, что такой формат стал обычной реальностью,» - подчеркнул Демидов.

В последние пять лет Московский институт психоанализа активно развивает различные сетевые образовательные программы, что также способствует его конкуренции на образовательном рынке.

Например, совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) была разработана программа двойных дипломов для студентов юридического факультета и факультета государственного и муниципального управления.

Более того, ведется работа над созданием совместной программы по бизнес-психологии с платформой онлайн-образования Skillbox.

Таким образом, представители образовательных учреждений подчеркивают необходимость адаптации к вызовам нового времени и открытость к новым формам обучения.

Это включает в себя не только внедрение технологий, но и развитие универсальных программ, которые помогут студентам пройти полный курс интеграции в новые реалии, что способствует качественному улучшению образования и повышению его доступности для широкого круга граждан.

В условиях современных реалий особенно важно, чтобы более эффективные и современные образовательные методы находили свое место в практическом обучении специалистов в области психологии и других смежных наук.

По материалам: www.interfax.ru