По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, с 2026 года в России будет радикально изменена система высшего образования. Новая модель в настоящее время находится в процессе формирования. С сентября прошлого года эта модель проходит тестирование в шести российских вузах: БФУ, МАИ, МИСИС, МПГУ, Петербургском горном и Томском государственном университетах.
Из выступления Президента перед Федеральным собранием в феврале 2023 года стало известно, что ожидаются значительные изменения в нормативной базе высшего образования, обновление статуса аспирантуры и другие изменения. Президент публично заявил о своей идее, которая в мае получила официальное закрепление и стала более четко определенной. Из содержания Президентского Указа № 343 следует, что система образования будет иметь структурированную форму, которая позволит ей взаимодействовать с другими составляющими государственной системы. Главное в этом процессе – правильная постановка целей на всех уровнях. В плане изменений видно стремление к синтезу лучших практик советской системы образования с современными достижениями, учитывая при этом современные вызовы и потребности.
Основной вызов сегодня – нехватка квалифицированных кадров в практически всех сферах экономики. Логика подсказывает, что не стоит изобретать велосипед заново, когда другие уже сделали это перед нами. Следует просто адаптировать лучшие практики под свои цели. Учитывая, что высшее образование – это длительный процесс, его можно разделить на два уровня: базовый (где закладываются основы) и специализированный, где можно развивать узкопрофессиональные навыки в рамках магистерских программ, программ ординатуры и стажировок.
Термины «бакалавриат» и «магистратура» не используются, когда речь идет о профессиональном образовании на высшем уровне. Вместо этого такой уровень образования реализуется в форме аспирантуры, что, к слову, было характерно для советской образовательной системы.
Важным моментом является то, что участники пилотного проекта получили возможность предложить Правительству корректировки в учебные программы с учетом своей специфики. Правительство, после анализа и обобщения таких предложений, сможет разработать общие рекомендации. Предполагается, что эффективность работы над обновлением учебных программ будет достигнута только в том случае, если в этот процесс будут вовлечены заинтересованные стороны, такие как бизнес, государственные и муниципальные органы, а также научные учреждения.
Кстати, в Министерстве образования и науки уже начали проводить анализ и предлагать практические решения. Особое внимание стоит обратить на предложение изменить механизм финансирования образования, основанный на принципе нормативно-подушевого финансирования, который означает, что образовательное учреждение получает финансирование в зависимости от количества студентов. Из-за такой системы отчисление студентов становится невыгодным, поскольку приводит к снижению объема финансирования. В результате вузы вынуждены удерживать тех студентов, которые фактически не занимаются, что снижает эффективность расходов государства на образование.
Валерий Фальков намекнул на то, что в Министерстве планируют отказаться от этой схемы финансирования, сохраняя при этом принцип, но корректируя систему. Теперь финансирование образовательных программ будет производиться с учетом количества студентов, зачисленных на первый курс, и не будет меняться даже при отчислении неуспевающих студентов.
Одним из нововведений может стать обучение студентов первого и второго курсов по единой программе с базовым набором учебных дисциплин и общей логикой последовательности их изучения. Это облегчит передачу студентов из одного вуза в другой. В целом создается впечатление, что планируемые изменения в системе высшего образования представляют собой не «косметический ремонт», а капитальную перестройку.
Эти изменения начались с полной ответственности и понимания основных параметров. Ожидается, что обновленные программы позволят подготовить специалистов, готовых к работе без дополнительного обучения, а магистратура станет программой глубокой специализации. Подготовка кадров приобретет плановый характер, а Министерство труда получит на себя обязанность составления прогнозов по кадровому обеспечению», - делился своими ожиданиями эксперт Геннадий Шевченко из Ставропольского филиала Президентской академии.