Некоммерческий образовательный проект Teach for Uzbekistan был запущен в стране в марте этого года. В рамках этого проекта 30 граждан Узбекистана без педагогического образования будут отобраны для работы в общеобразовательных школах одного из регионов республики. Финалисты в течение двух лет будут преподавать один из предметов и одновременно проходить обучение. Teach for Uzbekistan является партнером глобальной сети Teach for All, которая поддерживает подобные инициативы по всему миру в 63 странах. Цель организации заключается в предоставлении качественного образования каждому ребенку, независимо от его социального статуса и места жительства.
В Узбекистане проект координирует предприниматель Федор Шеберстов. Он уже реализовал аналогичные проекты в Казахстане, Кыргызстане и России. По его словам, перед Teach for Uzbekistan стоит задача содействовать развитию школьного образования, привлекать молодых специалистов и выпускников вузов к работе в школах с трудными социальными условиями. Программа открыта для всех граждан Узбекистана, имеющих высшее образование или заканчивающих вуз в 2024 году.
Сегодня команда Teach for Uzbekistan проводит презентации в лучших вузах страны, среди которых филиал Вестминстерского университета в Ташкенте, Университет Вебстера, «сингапурский», УМЭД, TEAM University и другие. Проект привлекает выпускников топ-500 зарубежных вузов. В России с Teach for Uzbekistan уже работали выпускники МГУ, СПбГУ, Высшей школы экономики, МГИМО. В Великобритании Teach for All является работодателем №1 для выпускников Оксфорда и Кембриджа, в США - Гарварда, Принстона, Стэнфорда и других университетов Лиги плюща.
Федор Шеберстов подчеркивает важность опыта работы и весомой строки в резюме. «Мы уже получаем резюме узбекистанцев из США, России, стран Европы. Сегодня провели собеседование с девушкой, живущей в Китае. Teach for All получает огромный отклик во всех странах. Оказывается, на всем белом свете много замечательных, небезразличных людей», — сообщил Федор Шеберстов.
Среди них представители самых разных профессий. Например, участником может стать специалист с 20-летним опытом работы в маркетинге. В школе он сможет преподавать то, чему хорошо научился сам: языки, математику, естественные науки. Возможно, такой кандидат сможет стать учителем начальных классов.
«Многие спрашивают нас: ‘Как так — человек без педагогического образования и опыта работы в школе будет работать с детьми?’ Ключ кроется в том, что мы отбираем тех, кто способен преподавать школьникам. Мы умеем выявлять людей с педагогическим талантом», — поделился Федор Шеберстов.
«Мой ребенок учился в российской школе, занявшей 25 место в [Международной программе оценки образовательных достижений учащихся] PISA, в которой ежегодно участвуют около 100 тысяч школ со всего мира. В этой школе не было ни одного учителя с педобразованием. Преимущество нашего проекта — великое соревнование и способность выявлять прирожденных педагогов».
Кандидатов отбирают профессиональные рекрутеры. У самого Федора Шеберстова 20-летний опыт в отборе руководителей. Ожидаемый уровень конкуренции в Узбекистане, по его мнению, составит 20 человек на место. Заполнение заявки на сайте программы и мотивационное письмо днят важное значение, где заявители должны объяснить, почему они хотят работать в школе, почему они уверены, что смогут преподавать в региональной школе в течение двух лет, какими навыками они обладают и на каких языках владеют.
Одним из ключевых этапов процесса подготовки к работе в образовательных учреждениях Ташкента является часовое онлайн-интервью, в рамках которого отборочная комиссия оценивает общую грамотность и соответствие заявленных требований реальности. Участникам задают вопросы о предметах, которые они желают преподавать, а также проверяется их уровень владения языками. После этого кандидаты проходят очный этап конкурса, в ходе которого проводят пробные уроки, выполняют упражнения, а затем их результаты оцениваются лучшими учителями города.
Еще одним важным шагом в подготовке будущих педагогов является участие в «Летнем институте». Это пятинедельный образовательный интенсив, на котором финалисты готовятся к работе в школе. Программа курса включает в себя изучение различных дисциплин, в том числе педагогическое мастерство, основы педагогики, детскую психологию, работу с девиантным поведением, методику развития навыков и сотрудничество с методистами по предметам. После прохождения курса участники проходят практику в летнем лагере при школе, где изучают классовый менеджмент и готовятся к началу учебного года.
Программа педагогической подготовки Teach for Uzbekistan разрабатывается совместно с филиалом Университета Вестминстера в Ташкенте. Первых участников проекта планируется допустить к работе в школах в сентябре 2024 года по приказу министра дошкольного и школьного образования Узбекистана. Teach for Uzbekistan уже получил разрешение на осуществление своей деятельности от министерства. На следующей неделе планируется подписание меморандума с регулятором.
Все финалисты обязаны отработать в школе два года. Параллельно с работой участники проходят обучение, консультируются с менторами и делятся результатами своей работы онлайн. Кроме того, программа включает в себя ежемесячные двухдневные встречи во время учебного года, на которых участники могут обсуждать свой опыт и обмениваться знаниями.
Для более удобного участия в офлайн мероприятиях, на первом этапе планируется запустить программу в одном из регионов Узбекистана. Согласно планам, проект может стартовать в Коканде или Ташкентской области. Участникам программы Teach for Uzbekistan будет предоставлена стипендия и жилье.
По словам Фёдора Шеберстова, проект ведет переговоры с крупными компаниями Узбекистана для формирования фонда поддержки. В переговорах участвуют члены попечительского совета Teach for Uzbekistan, среди которых Нозим Давлетов - руководитель Управления информационно-аналитического обеспечения внешней политики и расширения внешнеэкономического сотрудничества Департамента внешних связей при Администрации президента, Зафар Хашимов - основатель компании Anglesey Food, Азиза Умарова - руководитель офиса по управлению достижениями результатов при Агентстве стратегических реформ, и Умида Юлдашева - генеральный директор проекта. Презентация проекта Teach for Uzbekistan состоится в Галерее изобразительного искусства 21 апреля.
Умида Юлдашева отметила, что цель Teach for Uzbekistan - вдохновить детей на учебу, повысить их успеваемость, развить навыки самостоятельного обучения и мягкие навыки, важные в XXI веке, такие как коммуникабельность, лидерство, медиа грамотность и др. По словам Умиды Юлдашевой, одним из отличительных черт Teach for Uzbekistan является то, что участники не только преподают школьникам учебные предметы, но и активно работают над собственными социальными проектами для решения актуальных проблем.
Представим, что участники программы отправились в специфический регион и обнаружили значительные социальные проблемы, такие как гендерное неравенство, домашнее насилие и неэффективное использование водных ресурсов. В ответ на это участники могут запустить свою собственную кампанию или разработать проект с целью решения этих проблем.
Подход преподавания Teach for All позволяет повысить успеваемость школьников, среди которых возникают проблемы в образовательных учреждениях Узбекистана. Это также подтверждается результатами исследования по оценке образовательных достижений учеников PISA, в котором Узбекистан занял 72 место из 81. Программа также может помогать учителям улучшить свою методику преподавания и выявить системные проблемы, которые мешают успешному обучению.
Опрос, проведенный командой Teach for Uzbekistan среди учеников и учителей школ Узбекистана, выявил основные проблемы, с которыми они сталкиваются. Ожидается, что в первые два года проект охватит 72 тысячи детей: на каждого из 30 учителей придется около 150 учеников. К третьему году программа планирует привлечь в школы более 200 учителей.