В Смоленске прошел десятый региональный конкурс по робототехнике, в котором впервые приняла участие Смоленская область. Организатором конкурса выступает Ассоциация работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе (РАОР).
В рамках соревнований под названием «ИКаР» школьники занимаются модернизацией и автоматизацией производственного процесса, разрабатывая собственные проекты и модели. Участники могут использовать различные робототехнические наборы и конструкции, а также создавать собственные детали.
В предыдущем сезоне более 10 000 детей в возрасте от 5 до 18 лет участвовали в конкурсе, который также имеет федеральный статус и призван поддерживать развитие технического образования.
В рамках «ИКаР» дети знакомятся с производством, обучаются работе в команде, а также совершенствуют свои навыки в области робототехники.
Участники проводят три этапа соревнования: отборочный, региональный и федеральный. Региональный этап конкурса в этом году прошел в Смоленске, где соревновались участники из различных возрастных категорий.
В категории «ИКаРёнок» принимали участие дети от пяти до семи лет, показывая свои навыки и творческий подход к робототехнике.
Главная цель конкурса - поощрить участие детей в технических проектах, мотивировать их на развитие инженерного мышления и творческих способностей.
Участники конкурса имеют возможность продемонстрировать свои навыки перед экспертами и получить оценку за свои проекты, что способствует росту интереса к робототехнике и техническим наукам в целом.
«ИКаР» является одним из важных событий в области образования и науки, собирающим талантливых и амбициозных юных инженеров со всей страны.
Тема творческого проекта «Профессия рождается в семье» была задана участникам, которым предстояло исследовать профессии в своих семьях и создать проект, связанный с одной из них.
В результате конкурса воспитанники детского сада «Мишутка» в городе Десногорске – Ева Андрианова и Леонид Занкович под руководством Татьяны Фокиной – были признаны победителями регионального этапа. Детей заинтересовала проблема уборки снега в городе, особенно в условиях переменчивости погоды.
Они обратили внимание на то, что не всегда возможно точно предсказать количество выпавшего снега, что может привести к недостатку техники для уборки городской территории.
Также учитывая сложности проезда уборочных машин по дворовым проездам, где требуется ручной труд. Юные изобретатели решили найти решение и обратились за помощью в местную службу благоустройства.
После экскурсии они получили представление не только о достижениях, но и о проблемах в работе службы, включая недостаток персонала.
Эта информация воодушевила их на создание модели беспилотной снегоуборочной машины, способной автоматизировать уборку городских территорий. Предложенная машина будет выполнять различные функции: убирать снег, лед и листья, рассыпать реагенты, а также обнаруживать препятствия на своем пути.
Это поможет не только оптимизировать процесс уборки, но и сэкономить ресурсы и решить проблему нехватки рабочей силы.
Данная инициатива демонстрирует важность современных технологий в повседневной жизни и ведет к созданию инновационных решений для улучшения городской инфраструктуры и повышения качества жизни горожан.
Беспилотная снегоуборочная машина будет оборудована всеми необходимыми датчиками для обнаружения движущихся объектов вблизи. Команда решила создать такую машину на основе колесной платформы с электрическим приводом, над проектом которой работала в течение трех месяцев.
В перспективе снегоуборщик будет заряжаться от электрической станции. Один цикл зарядки должен хватить на полдня работы продолжительностью 16 часов. Управление работой машины будет осуществляться диспетчером с помощью датчиков и видеокамер. Машина будет оснащена снегоплавильной камерой, в которой снег будет переводиться в воду при прохождении через нагревательные элементы. Когда емкость наполнится водой, вода будет сливаться через сливное отверстие в ливневую канализацию на дороге.
Снегоуборочная машина будет перемещаться прямо со стандартной скоростью, издавая соответствующие сигналы в начале и в конце движения. Один из участников комментировал проект: «Возраст у детей очень маленький, поэтому я не ожидал серьезного проекта. Но «икарята» удивили своим техническим мастерством. У них было хорошо продуманное выступление, они представили себя лучше, чем старшие дети. Это редкость для таких мероприятий. Кроме того, детям пришлось собрать модель из конструктора, который они видели впервые. Но они справились почти безупречно, что также удивило меня, учитывая, что этот конструктор предназначен для детей старше 10 лет, а эти дети почти вдвое младше! Победителями в категории «ИКаР-Старт» с темой «Мой робот на производстве» стали учащиеся Центра дополнительного образования №1 в городе Смоленске.
Семён Ковердюк и Максим Тимашков уже меньше года занимаются робототехникой, но уже добились значительных успехов в этой области. Под руководством опытного тренера Алексея Миронова они отправились на экскурсию в «Смоленский полиграфический комбинат».
Посещение предприятия позволило юным инженерам погрузиться в процесс производства полиграфической продукции. Они были поражены масштабами комбината и организацией производства. Ребятам показали железную дорогу, по которой доставляются материалы и вывозится готовая продукция. Они обратили внимание на маленькую узкоколейную ветку, по которой электровагонетка перевозит рулоны бумаги для последующей обработки.
Интересно было узнать, как создаются учебники, тетради и другие учебные материалы. Сотрудник комбината провел экскурсию по производству, рассказал о технологиях и оборудовании. Мальчики с интересом изучали каждую деталь и слушали рассказы.
Полиграфкомбинат впечатлил их современными технологиями, однако на некоторых участках производства приходится выполнять операции вручную. Например, работники складывают бумагу после печати и переворачивают ее для повторной печати на обратной стороне.
Тут юные изобретатели придумали решение – им нужно спроектировать механизм для автоматизации этого процесса. Они задумали разработать устройство, которое бы автоматически поднимало, переворачивало и опускало стопу бумаги после первой печати. Такой переворотчик станет отличным помощником печатникам и позволит ускорить процесс производства.
Благодаря своей изобретательности и стремлению к совершенству, Семён и Максим уже сейчас делают значительные шаги в развитии робототехники, их таланты и энтузиазм обещают им яркое будущее в этой области.
Помощник печатника заранее перемещает стопу с выходного устройства печатной машины к ее самонакладу. Затем контейнер со стопой переворачивается, и процесс формирования изображения на обратной стороне листов бумаги продолжается.
Дмитрий Киселев, Павел Бориско и Илья Дюблов учатся в ярцевской средней школе № 10, которая носит имя Героя Советского Союза А.Т. Алтунина. Под руководством учителя физики Юлии Кудиновой эти ребята занимаются в кружке по робототехнике.
В рамках подготовки к участию в соревнованиях старшеклассники посетили предприятие ООО 'СТК Производственная компания', созданное в 2016 году на базе хлопчатобумажного комбината. Молодые участники подробно изучили ткацкое оборудование и производственные помещения, где оно находится, получив понимание о трудностях, с которыми сталкиваются на этом предприятии.
'Для изготовления ткани необходимо использовать основную и уточную пряжу. Подготовка к ткачеству включает в себя ряд технологических операций: подготовка основной нити сопровождается процессами перемотки, основания, шлихтования, проядрения и усадки, а уточной нити – перемотки, увлажнения или эмульсирования', – поделились школьники.
Сотрудники предприятия порекомендовали юным изобретателям заняться одной из ключевых проблем ткацкого производства – обрывом нитей. Выяснилось, что одной из причин обрывов нитей является нарушение условий температуры и влажности в производственных помещениях ткацких цехов. Влажность имеет важное значение на производстве ткани, поскольку она существенно уменьшает количество дефектной продукции и обеспечивает высокое качество готовых изделий.
Для успешного текстильного производства ключевым аспектом является оптимальный уровень относительной влажности воздуха, который должен находиться в диапазоне от 50 до 60 процентов. Одной из причин возникновения проблем с обрывом нити является недостаточный контроль данного параметра, поэтому специалисты приняли решение об автоматизации регулирования влажности в производственном помещении текстильного предприятия.
В рамках этого проекта была разработана система, основанная на использовании датчиков влажности и температуры, контроллера Arduino, а также насоса и реле. Датчик собирает информацию о текущем уровне влажности и температуры, которая отображается на дисплее. При достижении определенного уровня влажности, насос начинает подкачивать воду и распылять ее, увеличивая влажность воздуха в помещении до оптимального уровня. Этот процесс позволяет предотвратить обрыв нити и повысить качество производства.
Кроме того, была разработана управляемая тележка для транспортировки грузов, оснащенная Bluetooth-модулем на базе Arduino. Такой подход позволяет эффективно перемещать различные грузы по производственному цеху, что упрощает логистику и повышает производительность труда.
Одной из ключевых особенностей проекта является внимание к истории предприятия и глубокое погружение в контекст задачи, что позволило более точно сформулировать поставленные цели и наметить пути их достижения.
Эксперты высоко оценили серьезность и техническую проработку предложенных решений, которые отличаются высокой степенью инновационности и эффективности. Участие в региональном этапе конкурса подтверждает значительный интерес и актуальность данной темы в образовательном процессе.
Важной целью проведения подобных мероприятий является стимуляция профессиональной ориентации учащихся, поскольку современному обществу необходимы квалифицированные специалисты в области инженерии и технологий. Поддержка и развитие таких проектов способствует формированию практических навыков и расширению кругозора участников.
Перспективы проведения ежегодного сезона конкурса «Инженерные кадры России» в Смоленске свидетельствуют о возрастающем внимании к развитию инженерного образования и подготовке кадров в регионе. Участие в подобных мероприятиях способствует не только повышению уровня профессиональной подготовки учащихся, но и созданию благоприятной атмосферы для развития инновационного потенциала и технологического прогресса в образовании и промышленности.