К тому же усилия агрегаторов для снижения травматизма на дорогах могут не совпасть с инициативами депутатов Госдумы, которые только в конце февраля начали рассматривать законопроект о регулировании участия самокатов в городском транспорте.
Скорее всего, законопроект не будет слишком благосклонен к самокатчикам, учитывая статистику МВД, согласно которой количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности утроилось за прошлый год.
Представители общественности, возможно, будут учитывать общественное негодование, вызванное серией несчастных случаев, когда безответственные водители самокатов наносили вред пешеходам, включая детей и пожилых людей.
Компании по аренде самокатов и велосипедов стараются адаптировать свои сервисы к будущему законодательству, чтобы предотвратить несчастные случаи и избежать негативной публичности.
Например, они внедряют функцию автоматического определения веса, чтобы на одном самокате не катались два человека одновременно. Приложение запоминает средний вес пользователя и в случае значительного изменения блокирует поездку, предполагая, что на самокате находится более одного человека.
По словам пресс-службы компании по аренде велосипедов и самокатов Whoosh, идентификация пользователей необходима для оперативного реагирования на происшествия, в случае если клиент попадет в аварию или причинит вред себе или другим. «Это дает возможность быстро вступить в контакт с ГИБДД, помочь в расследовании инцидента, проследить маршрут движения, контролировать скорость и выяснить причины происшествия. Иногда зарегистрированный пользователь передает управление транспортным средством другому лицу, например, старшим детям передают младшим управление самокатом».
По словам представителей сервиса Whoosh, при обнаружении нарушений правил пользования аккаунтом, пользователь будет навсегда заблокирован, и ему будет запрещено регистрироваться в сервисе. Они также сообщили, что на данный момент рассматривают критерии формирования рейтинга пользователей. Целью сервиса является не просто блокировка пользователей, а обучение им правильной езде. В случае незначительного нарушения правил, пользователи будут напоминать о правилах через подсказки или push-уведомления.
Компания кикшеринга Jurent в новом сезоне представила улучшенную версию самоката Ninebot S90L с поворотными сигналами на руле и заднем крыле. Эта модель также оснащена датчиком для двоих и новыми тормозами, что, по словам пресс-службы компании, должно снизить число аварий. В рамках стратегии «Год безопасного самоката» Jurent запустили тестирование знания ПДД прямо в приложении. Пользователям предлагается ответить на 10 вопросов о правилах движения, парковки и использования велосипедных дорожек. На данный момент тестирование добровольное, но в будущем станет обязательным для новых пользователей. Кроме того, на самокатах появятся большие номера для лучшей идентификации.
Городские камеры уже могут выявлять нарушения, такие как езда вдвоем и по тротуарам, переезд пешеходных переходов без снижения скорости и неправильная парковка. Автоматическое фиксирование нарушений и наложение штрафов помогут повысить ответственность и осознание необходимости соблюдения ПДД при использовании электросамокатов, поделился планами представитель пресс-службы Jurent.
В рамках улучшения процесса идентификации пользователей, компания Юрент внедрила интеграцию с сервисом МТС ID, который предоставляет информацию о возрасте и паспортных данных клиентов. Это позволяет более эффективно контролировать доступ к сервису, исключая несовершеннолетних пользователей.
Кроме того, компания использует IoT-модуль, установленный на самокатах, чтобы отслеживать поездки даже без регистрации пользователя. Внутренний рейтинг пользователей Юрент проверяется уже с прошлого года, и на его основе принимаются различные санкции за нарушения, начиная от предупреждений и заканчивая блокировкой аккаунта.
Согласно пресс-службе компании, на данный момент голосовой помощник на самокатах не предусмотрен, однако на экранах на руле предупреждения об опасных режимах езды и других параметрах поездки. Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, считает, что ситуацию с самокатчиками-беспредельщиками можно исправить только через введение штрафов и жестких мер со стороны властей.
Он отмечает, что небольшое количество пользователей самокатов ведет себя безответственно, игнорируя правила дорожного движения и создавая опасность для себя и окружающих. Муртазин убежден, что обязательное знание ПДД и наличие штрафов помогут снизить количество происшествий с участием самокатов.
Он также подчеркивает важность идентификации нарушителей для привлечения их к ответственности за нарушения. Поэтому, в его мнении, необходимо вводить жесткие меры, вплоть до блокировки аккаунтов, для особо агрессивных нарушителей.
Госдума и другие соответствующие органы будут продвигать новые законы и меры для повышения безопасности на дорогах с участием самокатов. В целом, стратегия Юрент и других компаний по обеспечению безопасности и контроля за пользователями в городском транспорте становится все более важной в условиях увеличения числа электрических самокатов и других средств передвижения в городах.
Надежное и эффективное техническое оборудование, аналитические инструменты и сотрудничество с государственными органами помогают сделать городскую среду более безопасной и удобной для всех участников движения.
Однако регистрация в приложении не гарантирует безопасность. На черном рынке можно легко приобрести украденные аккаунты каршеринга Яндекс Драйв, что позволяет использовать автомобили сервиса без каких-либо прав. Аналогичная ситуация, вероятно, имеет место и с арендой самокатов.
Эльдар Муртазин в беседе с журналистом ComNews отметил: «Рейтинг самокатчиков вряд ли отличается от ситуации в каршеринге».
Эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский высказал мнение о том, что идентификация транспортных средств по номерам на табличках - это устаревшее решение: «Для 90-х и 2000-х годов это было нормально. Но к 2024 году это абсурд».
Михаил Герман, партнер юридической компании «Варшавский и партнеры», считает, что принимаемые самокатными агрегаторами меры и ужесточение законодательства не решат проблему безопасности на дорогах. Он подчеркивает необходимость комплексного подхода и формирования культуры безопасного вождения.
Герман отмечает, что повышение аварийности на самокатах обусловлено не столько незнанием правил дорожного движения, сколько отсутствием культуры поведения у пользователей. Хотя существуют ответственные самокатчики, соблюдающие правила и не создающие проблем для других участников движения, имеется и противоположная категория - молодежь от 13 до 25 лет, не придерживающаяся никаких правил.
По мнению Германа, принимаемые меры не снизят риск происшествий на дорогах. Аналогией он приводит сферу каршеринга, где наблюдается высокий уровень аварийности, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению безопасности.
Проведение проверки знания правил дорожного движения через мобильное приложение возможно, однако, как утверждает Михаил Герман, корреспондент ComNews, такой метод не позволяет идентифицировать проверяемого. Он также отмечает, что ужесточение законодательства не снизит количество происшествий с участием пользователей самокатов. Для решения этой проблемы важен комплексный подход и развитие культуры безопасного управления самокатом. Желательно обдумать возможность выделения специальных полос для движения самокатов в городах, хотя в некоторых условиях, например, в Петербурге, это может быть сложной задачей.
Недавно в Белгородской области был восстановлен межоператорский роуминг в Грайворонском городском округе. Это первый случай в России, когда такие услуги снова предоставляются после отмены внутреннего роуминга в 2018 году. Министр цифрового развития региона выразил удовлетворение этим событием.
Корпорация ЭЛАР успешно завершила проект по оцифровке документов и созданию электронной базы данных для Института по изысканиям и проектированию транспортных сооружений. Специалистами компании были отсканированы и проиндексированы необходимые документы, что позволит улучшить эффективность работы института.
Американская компания Autodesk запретила российским фирмам использовать свои программные продукты. Данное решение вызвано внешнеполитическими обстоятельствами, и российским компаниям придется искать альтернативные программные решения для продолжения своей деятельности.
Несмотря на то, что Autodesk прекратила свою работу еще в 2022 году, компании могли пользоваться ее сервисами ранее без запретов со стороны Autodesk.
Организации будут располагать значимыми объектами критической информационной инфраструктуры. Правительство внесло поправки в закон о критической информационной инфраструктуре (КИИ), которые позволят правительству и Центробанку определять типы информационных систем, относящиеся к значимым объектам КИИ для различных отраслей.
Ранее организации не проявляли особого интереса к этой области. Регулирование рынка данных в России стоит ожидать перемен. Эксперты рынка данных в России определили основные приоритеты на 2024 год: сохранение темпов роста экономики данных, развитие цифровой грамотности, компетенций и кадров. Отдельное внимание будет уделено разработке национального регулирования.
Аналоговое телевещание продлится еще год в России и не помешает развитию сетей 5G. Госкомиссия по радиочастотам продлила до конца 2024 года лишь 10% частот, используемых для аналогового телевещания, что может быть важным для сотовых операторов. Региональные телеканалы также проявляют интерес к аналоговому вещанию.