На предыдущей неделе, 21 марта, во всем мире отмечали Всемирный день поэзии, этот уникальный международный праздник был официально утвержден резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. И в этом году отмечается 25-летие его рождения.
Я несколько лет подряд посещаю этот праздник в Твери, на родину поэта и редактора журнала «Юность» Андрея Дементьева, который при жизни создал в своем родном городе нечто такое же уникальное, как сам праздник – Дом поэзии, названный в его честь.
Уже восьмой год подряд в Доме поэзии проводится Всероссийский конкурс молодых поэтов «Зеленый листок». После проведения конкурса ежегодно выпускается сборник стихов победителей и лучших участников.
В этом году в Твери собрались участники и победители конкурса, известные писатели и почетные гости. На программе снова была ожидаемо насыщенная повестка дня: мастер-классы, выступления молодых поэтов, презентации сборника «Зеленый листок», открытие фотовыставки в память Андрея Дементьева и многое другое.
Завершением праздника должен был стать спектакль «Пушкин. Евгений Онегин» Тверского академического театра драмы с участием знаменитого актера и хозяина вечеров в Доме поэзии Тараса Кузьмина в главной роли. Однако трагические события, произошедшие 22 марта в «Крокус Сити Холл», привели к изменениям в программе.
У сотрудников Дома поэзии и главного организатора праздника Дня поэзии в Твери, Анны Пугач, вдовы Андрея Дементьева, возникала мысль даже отменить мероприятие. Однако 23 марта в Доме поэзии собрались молодые поэты из различных регионов России – Кирова, Пскова, Читы, Липецка, Воронежа, Санкт-Петербурга, а также из Тульской, Московской областей и Ставропольского края, вместе с приглашенными мастерами из Москвы, чтобы провести круглый стол, посвященный фронтовой поэзии.
Одной из ключевых тем, затронутых на этом годовом мероприятии, было значение поэзии в современном мире. На праздник поэзии в этом году были приглашены известные поэты и участники Союза писателей России Сергей Лобанов и Алексей Шорохов. В своих выступлениях они подчеркнули важность поэзии как формы самовыражения и способа коммуникации между людьми. Они также поделились своим видением современных тенденций в поэзии и рассказали о своем творческом пути.
Главной темой обсуждения стала апология религиозной свободы, которая прозвучала как центральная идея философии Николая Бердяева. Это было связано с тем, что в этом году отмечается 150-летие со дня рождения выдающегося русского мыслителя.
На круглом столе участие принял поэт и преподаватель Литературного института имени Горького Геннадий Красников. Он рассказал о своем опыте составления антологий поэтов-фронтовиков, участвовавших во Второй мировой войне и затем ставших преподавателями.
В этом году в рамках Года лейтенантской прозы отмечаются 100-летия Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василя Быкова и Бориса Васильева. Однако также важно вспомнить и поэтов-фронтовиков, родившихся в то же время, например Юлию Друнину, Николая Старшинова, Николая Панченко, Константина Ваншенкина, Евгения Винокурова, Семена Гудзенко и других.
Они не только выжили после войны (по статистике, лишь около пяти процентов вернулись живыми), но и оставили после себя неповторимое поэтическое наследие, рассказывая о войне в своих произведениях. Фронтовая поэзия, возникшая в период Великой Отечественной войны, представляет собой уникальное явление.
Она не возникла после войны или в 1941 году, а зародилась во время финской кампании 1939-1940 годов. Студенты Литературного института и Института филологии и иностранных языков, такие как Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Арон Копштейн, Николай Отрада, приняли участие в финской кампании как добровольцы. Луконин и Наровчатов вернулись и продолжили борьбу с врагом, в то время как Отрада и Копштейн погибли под пулями финских снайперов.
Эти имена стали символами самоотверженности и патриотизма, оставив незабываемый след в истории русской литературы и культуры.
В 1944 году опытный стихотворец Михаил Луконин написал строки, знаменитые до сих пор: 'В этом зареве ветровом / Выбор был небольшой. / Но лучше прийти с пустым рукавом, / Чем с пустой душой...'.
На одном из собраний в Доме поэзии Геннадий Красников процитировал стихотворение под названием 'Незабудки', автором которого был Евгений Винокуров. В то время, когда я учился в Литературном институте в начале 1980-х годов, семинар Винокурова считался особенно престижным среди студентов, и участие в нем считалось большой удачей.
В стихотворении 'Незабудки', всего в восьми строчках, Винокуров талантливо описывает картину войны, которая запоминается надолго: 'В шинельке драной, без обуток / Я помню в поле мертвеца. / Толпа кровавых незабудок / Стояла около лица. // Мертвец лежал недвижно, глядя, / Как медлил коршун вдалеке... / И было выколото