Премьера оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Новой опере

Июн 4, 2024 / 05:44

С приходом календарного лета еще ни один оперно-балетный театр Москвы и Санкт-Петербурга не представил своих планов на предстоящий сезон. Однако 3 июня о предстоящих премьерах все-таки заявила столичная «Новая опера».

Премьера оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Новой опере

Среди загадочных театральных и музыкальных планов единственное название, выделяющееся в списке предстоящих премьер «Новой оперы», это «Волшебная флейта» Моцарта. Этот наиболее известный оперный произведение Моцарта на сегодняшний день редко ставится в Москве, хотя ранее, в 2000-х годах, все было иначе — именно с «Волшебной флейтой» связаны творческие работы крупных западных режиссеров в столице.

В Большом театре постановку оперы осуществил Грэм Вик (2005 год), а в «Новой опере» — Ахим Фрайер (2006 год), однако оба спектакля давно уже не показываются. Теперь «Новая опера», следуя курсом своего директора Антона Гетьмана на привлечение значимых театральных режиссеров, поручила постановку «Флейты» Егору Перегудову, который в 2022 году стал худрукой московского Театра имени Маяковского.

Музыкальное руководство досталось Филиппу Чижевскому: дирижер в последние два года был в большом спросе (в частности, в концертных программах Московской филармонии), также он несколько сезонов подряд сотрудничал с «Новой оперои». Однако в случае с «Волшебной флейтой» театр получит, вероятно, свой первый опыт исполнения Моцарта в поджарой и динамичной «исторически информированной» стилистике.

Премьера постановки «Флейты» в исполнении Перегудова и Чижевского запланирована на конец будущего сезона, 10 июля 2025 года.

Второе оперное произведение, которое станет абсолютной премьерой не только в Москве, но и в России, - это «Ванесса» американского композитора Сэмюэла Барбера. Это произведение будет представлено 19 января 2025 года на традиционном Крещенском фестивале «Новой оперы».

Сэмюэль Барбер, автор знаменитого «Адажио» для струнных (1936) - одного из самых известных произведений классической музыки XX века. Выбор «Новой оперы» в пользу «Ванессы» является экспериментом, но в то же время это рассчитанный шаг на репертуарную успешность.

Опера Барбера обладает всеми аспектами, способными заинтересовать даже непрофессионального слушателя: в ней прослеживаются отсылки к готической литературе, атмосфере фильмов Хичкока, символистской драме, а также к классической опере прошлых веков. Музыкальная эстетика произведения привлекает своей дружелюбностью и теплотой неоромантизма, что сделало «Ванессу» популярной как в Америке 1960-1970-х, так и на европейских сценах.

Кроме того, стоит отметить, что в постановке оперы будет участвовать режиссер Дмитрий Волкострелов - один из ведущих художников в современном российском театре. Кроме того, дополнительным аспектом интереса в этом спектакле станет участие балета, который присоединился к «Новой опере» в 2022 году под именем «Балет Москва».

В марте 2025 года зрителям будет представлена мировая премьера спектакля под названием «Кармен в моей голове» в постановке признанного лидера современной российской хореографии Татьяны Багановой. Этот спектакль будет отличаться от классической «Кармен» - не будет испанской эстетики, тореадоров и цыганок. Вместо этого зрителей ждут новые художественные решения и оригинальные идеи в постановке Багановой.

Музыку для балетного театра пишет Настасья Хрущева, которая уже успела создать несколько удачных произведений. На премьере за роялем выступит сама композитор: ее музыка рассказывает многогранный историю, будто бы от имени героя по имени Хосе.

В толковании авторов 'Кармен' не является персонажем или реальной женщиной, это скорее всего непрерывный образ свободы, который одержим главный рассказчик. Костюмы к этому психоделическому спектаклю создает Галя Солодовникова, а декорации изучены Ларисой Ломакиной, вдохновленные образом бесконечной лестницы Маурица Эшера, так называемого невероятного объекта, который одновременно ведет вверх и вниз.

Театр, где до сих пор нет основного дирижера, также намечает целый ряд интересных концертов с разными маэстро, в частности, монографические программы, посвященные Веберу (7 ноября, дирижер Сяобо Ху), Шуберту (14 февраля 2025 года, дирижер Клеман Нонсье), Гайдну (12 марта 2025 года, дирижер Павел Романенко), Моцарту (29 апреля 2025 года, дирижер Филипп Чижевский).

Начало сезона запланировано на 3 октября концертным исполнением 'Доктора Атома' Джона Адамса под руководством дирижера Федора Леднева. Оперную партитуру (2005 год), посвященную Роберту Оппенгеймеру и созданию атомной бомбы, 'Новую оперу' впервые в России презентовали еще в январе прошлого года, и теперь она возвращается. Сюжет остается очень актуальным за все это время, что обусловлено не только массовыми культурными явлениями (выходом фильма Кристофера Нолана 'Оппенгеймер' летом 2023 года), но и международной ситуацией.

По материалам: www.kommersant.ru