13 марта в столице Кыргызстана прошла премьера оперы «Проделки Майсары» в постановке Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои из Ташкента.
Организаторы визита сообщили, что в Бишкек прибыло около 150 представителей академического искусства из Ташкента, включая артистов большого симфонического оркестра театра имени А. Навои, ведущих солистов и руководство.
Декорации к спектаклю были доставлены в столицу и монтаж начался за день до представления, чтобы показать постановку кыргызстанской публике на следующий день.
Директор Государственного академического Большого театра Узбекистана отметил, что это первый гастрольный визит его театра в Бишкек с таким обширным составом и программой.
В рамках гала-концерта прославленный тенор, народный артист Республики Узбекистан, выступил на сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева 14 марта.
Артисты Узбекистана представили классические произведения из мирового и национального репертуара под руководством дирижера.
Организаторы отметили перформанс национальной комедийной оперы «Проделки Майсары» как «исторический», так как это первый случай представления данного произведения на зарубежной сцене за годы независимости Узбекистана.
Постановка, яркая и полная юмора и национального колорита, играет особую роль в музыкальном наследии страны, считаясь первым примером подобного жанра.
Оперу по произведению 1959 года поставил режиссер, а ее премьера состоялась в Ташкенте, и теперь она впервые представлена зарубежной публике в Бишкеке.
Пьеса «Проделки Майсары» стала популярной и за пределами Узбекистана, после того как она была представлена в восьми странах мира. В 1989 году была выпущена киноверсия этой пьесы под названием «Восточная плутовка», которую сценарист и режиссер адаптировали для экрана.
В 2003 году оперу «Проделки Майсары» вновь вдохновили под руководством другого режиссера, что придало ей новое звучание. Успех этой пьесы и оперы привел к тому, что театр открыл гастроли в других странах, включая Бишкек. Режиссер, который возглавлял постановку на этих гастролях, подчеркнул важность укрепления культурных связей между народами через искусство.
Он выразил надежду, что чаще поездки творческих коллективов из разных стран помогут сблизить культуры и улучшить взаимопонимание. Такой обмен помог бы зрителям лучше понимать друг друга и оценивать таланты артистов из соседних стран.
Опера «Проделки Майсары» рассказывает историю хитрой женщины, защищающей любовь племянника и его возлюбленной. Ведущая солистка театра исполнила эту роль великолепно и вызвала восхищение у зрителей.
Подобные культурные обмены и совместные проекты способствуют углублению взаимопонимания и дружеским отношениям между странами. Такие инициативы способствуют не только развитию искусства, но и укреплению духовных связей между народами, что важно для сохранения мира и гармонии в мире.
Абдулла Навои в ходе беседы с журналистами издания «Азаттык» признался, что он искренне влюбился в персонажа Майсара за ее способность легко выбираться из сложных ситуаций. Он отметил, что почти стал сливаться с этим персонажем, так как она умело добивается своих целей и знает, как поставить на своем месте любого человека.
Навои сказал, что ему не составило больших трудностей подготовиться к роли Майсары, за исключением начального этапа из-за его молодости в то время, в то время как персонаж Майсары уже был женщиной зрелого возраста с богатым жизненным опытом. Однако теперь, спустя время, он почувствовал, что готов к этой роли, так как вырос и набрался опыта.
Согласно информации, полученной от Министерства культуры Узбекистана, гастроли ведущего театра страны в Бишкеке были организованы в рамках реализации постановления президента Узбекистана о развитии оперного и балетного искусства. Согласно этому решению, творческая труппа должна выезжать за границу не реже двух раз в год.
С начала 2022 года артисты театра имени Абдуллы Навои выступали с различными постановками в разных странах, таких как Корея, Китай, Азербайджан, Казахстан и Беларусь. Их планы на будущее включают гастроли в Турции и Италии.
Председатель правления Фонда развития Узбекистана и Кыргызстана был среди зрителей, посетивших выступление артистов из Ташкента 13 марта. Бывший заместитель председателя кабинета министров Кыргызстана отметил в интервью для «Азаттыка» важность подобных культурных мероприятий. Он подчеркнул, что для укрепления дружеских связей между народами необходимо не только развивать экономическое сотрудничество и бизнес, но также укреплять духовные связи через культуру и искусство. Он напомнил, что наши народы остались в тесном контакте веками и располагают почти одинаковыми обычаями. Особенно на юге Кыргызстана существует множество культурных связей с Узбекистаном.
Для успешного продвижения театральных гастролей из крупных театров Узбекистана, таких как из Ташкента и других городов, важно организовывать их в различных регионах страны. Например, проведение гастролей в городе Оше могло бы стать плодотворным мероприятием. Однако для успешного развития таких проектов также необходимо уделить внимание коммерческой составляющей и активно продвигать их.
Недостаточная реклама может привести к тому, что многие потенциальные зрители пропустят подобные события, как это произошло и с автором текста, который узнал о гастролях лишь вчера. Необходимо больше информировать о культурных событиях заранее, чтобы привлечь больше зрителей.
Азиз Аалиев отметил, что около года назад в Оше после реконструкции, проведенной за счет выделенных Узбекистаном средств, снова начал функционировать Ошский государственный академический музыкально-драматический театр имени Бабура. Ранее сообщалось, что реконструкция одного из старейших театров Центральной Азии заняла почти полтора года, а Узбекистан выделил на эти работы 5 миллионов долларов.
В 2017 году этот театр впервые за 20 лет выступил с гастролями в Узбекистане. По мнению экспертов, последние годы характеризуются улучшением отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Они смогли решить важный вопрос приграничной территории, согласовав все спорные моменты.
Кроме того, начаты совместные проекты, включая создание общего фонда развития с уставным капиталом, который планируется повысить с 50 миллионов до 200 миллионов долларов. Сотрудничество в сфере культуры ранее не было столь активным, но деятели искусства надеются, что оно не ограничится лишь взаимными гастролями и выступлениями, а перейдет на более плодотворный и глубокий уровень.