В российской литературе всегда существовали важные пары имен, обращенные к времени и вопросам, стоящим перед ними - Толстой и Достоевский, Цветаева и Ахматова. Можно предположить, что также формируется пара Шолохов и Платонов. Например, уже сформировалась пара Ревякина и Долгарева.
Историк Владимир Муравьев однажды отмечал, что вопрос: «Кого ты любишь больше, Толстого или Достоевского?» является своеобразным тестом в русской культуре. Полагаю, что это также верно и для других подобных пар. Если задать аналогичный вопрос относительно донбасских Анн, то я бы отдал предпочтение Долгаревой.
Для меня ее стихи стали первым душевным облегчением в условиях трагической реальности Донбасса и Новороссии. Они словно искры проникали в мою душу, которая еще не могла осознать и принять реальность военного противостояния с его множеством человеческих жертв. Ее стихи помогли мне почувствовать важность понимания нашей стороны, без которой душа и разум теряют ориентацию.
Для меня ее произведения стали способом вдохнуть гущу трагических новостей, окутывающих нас ежедневно. Поэзия, возникшая на Донбассе, как и философские сочинения, откликнувшиеся на судьбу своего города с литературным обаянием, а также стихи Лены Заславской, футуристические произведения Глеба Боброва, предвидевшие исход военных действий, и философия Андрея Коробова-Латынцева, отправившегося после 2014 года на фронт, говорят о том, что мы на верном пути. Истинная культура всегда рождается на почве правды и справедливости. Великая поэзия и мысль не взойдут на почве лжи и обмана.
Исключения всегда могут возникнуть, однако, зачастую они остаются лишь странными случаями.
Когда речь заходит о документальном украинском фильме «Двадцать дней в Мариуполе», становится ясно, что он вызвал значительный интерес в Голливуде благодаря своей политической актуальности.
Но помимо этого, мы также можем увидеть ответ на это в виде спектаклей по поэзии Анны Долгаревой и поэтов Донбасса.
Худрук Нового театра Эдуард Бояков, в своей традиционной манере, предшествуя премьере спектакля, который всегда сопровождается напоминанием о важности миссии, заявил, что он, пожалуй, один из первых в России, строит частный репертуарный театр.
Центром этого театра станет поэзия. Для этой цели он создал в Новом театре под-театр «Поэзия.doc», выбрав эпиграфом для проекта строки из произведения Бродского: «Бог сохраняет все, особенно - слова».
Он объяснил зрителям, что по законам поэзии существует не только сам текст стиха, но и его архитектура, композиция, образ, мизансцена, детали, как лист дуба или перо павлина.
По его словам, современная поэзия помимо красоты способна передать нам уникальную информацию о современности и современном языке.
Поэтический текст способен донести больше, чем толстый роман. Именно поэтому само название - «Поэзия.doc» - отражает парадоксальное сочетание документальности и художественности.
Спектакль оказался очень удачным. Он не превратился в простое декламирование стихов и не утратился в иллюстративной передаче чувств и слов.
Все три женщины на сцене - актрисы Анна Долгарева и Юлия Волкова, а также сама Анна Долгарева - читали стихи и дневниковые записи из книг. Это было предельно органично.
Несмотря на то, что актриса Анна Большова старше Анны Долгаревой на 12 лет, а Юлия Волкова на 6, к концу спектакля произошло нечто удивительное: Анна Долгарева казалась старше обеих других актрис.
На протяжении спектакля жизнь меняется и трансформируется, отмечает режиссер спектакля Александр Легчаков, подчеркивая различие между поэзией и личностью поэта. Поэзия обладает высокой метафоричностью и глубиной, в то время как личность поэта остается привязанной к земным реалиям.
Погружаясь в личную жизнь поэтессы, драматург Вадим Авва отмечает, что поэзия Анны Долгаревой становится одним из сильнейших орудий защиты русской жизни, культуры и традиций. Стихи Долгаревой, написанные с такой искренностью и эмоциональностью, будут живы и актуальны долгие годы после ее смерти, так же как стихи, прочитанные нами более полувека назад. В ее произведениях присутствует память о погибшем возлюбленном «Паганеле», который перед смертью просил передать ей свое последнее желание. Долгарева также вспоминает сибирских воинов, прося их вернуться в ее стихах. Ее творчество остается важным и необходимым для сохранения исторической памяти, ведь многие из нас забывают о радикальных переменах, преодоленных силой воли и мужеством. Читая и слушая творчество Анны Долгаревой, мы встречаем мужественную и уязвимую женщину, олицетворяющую силу духа и глубину чувств.