На широкие экраны вышел новый фильм студии A24 - «Восстание Штатов», который стал самым дорогим блокбастером этой молодой американской студии, основанной в 2012 году. Бюджет фильма составил целых 75 миллионов долларов.
A24 привлекла к себе внимание общественности в 2022 году, когда их работа «Все везде и сразу» была награждена 7 престижными премиями Оскар, включая награду за лучший фильм года.
Британский режиссер и сценарист Алекс Гарленд является постоянным фаном жанров антиутопии и научной фантастики. В его активе такие фильмы, как «Аннигиляция», «28 дней спустя», «Судья Дредд», «Пекло». «Восстание Штатов» - еще одна работа в этом жанре, где Гарленд рассматривает тему антиутопии.
Фильм представляет собой научно-фантастический триллер, который переносит зрителя в будущее, в 2040-е годы, где начинается вооруженный конфликт по причине протестов против правительства. Базируясь на событиях и общественном настроении в США, можно предположить, что идеи фильма могли быть вдохновлены протестами, произошедшими летом 2020 года после смерти афроамериканца Джорджа Флойда при задержании полицейским.
В тот период произошло массовое движение протестов, в котором приняло участие от 15 до 26 миллионов американцев. Более 200 городов страны ввели комендантский час, а в 30 штатах была привлечена Национальная гвардия для поддержания порядка. Протесты в некоторых местах переросли в беспорядки, погромы и поджоги, кроме того, произошло 68 нападений на журналистов.
Похожие сцены хаоса и нестабильности показывают авторы «Восстания Штатов», перенося действие в будущее, где население страны вступает в опасную гражданскую войну из-за недовольства действиями правительства. Хотя не раскрывается подробно суть противостояния сторон, фильм является умелым отражением социальных и политических проблем современности через призму научной фантастики и антиутопии.
Фильм рассказывает о героях, которые оказываются в ситуации, когда невозможно однозначно определить, к какой стороне относятся вооруженные солдаты.
Действия разворачиваются через призму взгляда известной военной корреспондентки Ли (сыгранной Кирстен Данст).
В ее команду входят ее партнер по работе журналист Джоэл (Вагнер Моура), опытный газетный репортер Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон) и молодая фотожурналистка Джесси (Кейли Спейни), которая восхищается Ли.
Их цель - получить интервью у американского президента до его отстранения, несмотря на то, что дела правительственных армий кажутся второстепенными.
И хотя по телевидению постоянно звучат обращения о том, что тем, кто сдается законной власти, будет даровано прощение.
Группе нужно добраться до Вашингтона, находящегося в нескольких сотнях километров от них.
Фильм в основном строится на похвале журналистской профессии.
Для Ли главное - сделать уникальный снимок.
Часто разговоры касаются конкуренции между журналистами.
Женщина побывала в различных горячих точках мира и теперь с грустью отмечает, что ее родная страна, Америка, стала таковой точкой.
Зритель видит все через глаза опытной профессионалки и начинающей фотожурналистки, которая может впечатлиться от ужасающих сцен.
В фильме показаны обычные люди, занятые своими фермами и не задумывающиеся о происходящем, солдаты, находящиеся в постоянной опасности от перестрелок, активные граждане, жестоко карающие мародеров, и ультраправые боевики.
Главные герои путешествуют без оружия, в шлемах и бронежилетах, в машине с надписью «Пресса».
Фильм отлично вписывается в тематику, которую недавно успешно раскрыл антиутопический триллер «Оставь мир позади» (2023) с участием Джулии Робертс.
Алекс Гарленд искусно создает напряженную обстановку в своем фильме. Он отлично показывает различные неожиданности, с которыми сталкиваются репортеры по пути в столицу, и наиважнейший момент, как это и полагается в жанре, наступает в самый непредсказуемый момент.
По пути репортеров от ухоженных лужков до панорам с сотнями разрушенных автомобилей, словно в компьютерной игре. Персонажи, несмотря на свою обыденность, обладают индивидуальностью. Кроме того, яркие, но эпизодические роли сыграли звезды сериалов: Ник Офферман из «Последних из нас» и Джесси Племенс из «Во все тяжкие» и «Фарго».
Единственные, у кого есть ясная цель в фильме, это репортеры, стремящиеся к сенсации. Главными героями не волнует ад и хаос вокруг них. Однако до самого конца фильма неясно, в чем суть радикальных разногласий между Западными силами и правительством.
Репортеры действуют в абсурдном мире жестокого насилия, где единственный смысл остается у профессионалов СМИ - захватить сильное изображение или провести сенсационное интервью. Солдат, пытающийся вытащить снайпера из дома, знал о нем лишь то, что он стреляет. Возможно, режиссер хотел показать ужас абстрактного насилия в целом. Однако в результате большинство персонажей воспринимаются абстрактно, как персонажи компьютерной игры.
Кроме Ли и ее ученицы, жаждущей более кровавых и драматических кадров, у остальных нет явной цели. Фильм, вероятно, должен предостеречь от неправильных поступков политиков и граждан, чтобы предотвратить подобный ужас. Однако не ясно, в чем именно они ошиблись, так как о них известно почти ничего, даже имя президента неизвестно.
Слишком мало информации о лидере восставших. Лента напоминает квест с картинками, а гражданская война в Америке представлена как эффектный аттракцион вроде «Гражданской войны в США». Разрозненные эпизоды фильма не соединяются общей военной атмосферой, что ставит зрителей перед сложным выбором. Возможно, для некоторых зрителей это будет устраивающим финалом.