Однако, за той красивой и мистической атмосферой фильма «Лесной царь» скрывается глубокий смысл и трагическая история. Режиссер Горан Радованович, уделяя внимание войне и бомбежкам в Югославии 1999 года, показывает зрителям, что даже в мире сверхъестественного, реальность может быть жестокой и беспощадной.
В главной роли выступает восьмилетний мальчик Савва, чья жизнь пронизана обыденностью и страхом. Он ищет исключительность в заброшенных зданиях и театральной постановке «Лесного царя», что символизирует его стремление к чему-то более существенному. Картина напоминает зрителям о прошлом, обучая нас не забывать историю и ценить мирное время.
Гармония и трагизм, присущие фильму, отражают внутренние конфликты и мирское бессмыслие в периоды войны. Важно отметить, что вопреки ожиданиям, мистического лесного царя в фильме нет, но символика его присутствует в виде театральной постановки Саввы.
Вместе с тем, перечисленные элементы фильма (яблоки, лошади, бомбежки) создают атмосферу таинственности и мистики, что сближает картину с классическими произведениями. Зрителей и критиков привлекает пронзительная роль Милоша Биковича, который не только исполняет одну из ключевых ролей, но и выступает продюсером ленты, придавая ей дополнительную глубину и значимость.
В душе кинематографа всегда живут истории и трагедии, и сербско-болгарский фильм «Лесной царь» становится светлым примером философской и глубокой интроспекции в жанре драмы о войне и потерях. Радовановичу удалось создать картины, вдохновленные лучшими традициями советского кино новой волны, высоко ценящие красоту и человечность в самых жестоких временах.
Именно в таких фильмах отражается не только красота мира, но и ужас его потерь, что делает кинематограф искусством, способным касаться самых глубоких человеческих чувств и эмоций. Вся история Саввы - это путешествие во время войны, время испытаний и потерь, время надежды и отчаяния.
Фильм «Лесной царь» оставляет зрителя с важным посланием о ценности жизни и преодолении травм, о необходимости помнить о прошлом, чтобы не повторять его ошибки. Это кинематографическое произведение открывает нам новую перспективу на тему войны и мистицизма, показывая, что и в самых страшных временах человеческий дух может быть сильным и непоколебимым.
Лента Радовановича становится вызовом к мышлению и самопознанию, побуждая зрителей задуматься о глубоких внутренних противоречиях и стремлениях, а также о ценностях, которые мы часто упускаем из виду в бурном потоке событий нашей жизни.
В итоге, «Лесной царь» остается не только художественным шедевром, но и мудрым уроком о человеческой природе и способности к преодолению самых тяжелых испытаний.
Мать мальчика, которую неповторимо отыгрывает прекрасная Сара Климосска, живет только со своим сыном. Главу семьи, моряка дальнего плавания по имени Милош Бикович, зритель практически не видит, но его голос постоянно звучит из автоответчика. Почему режиссер выбрал такое сознательное расхождение с Гете, у которого отец всегда находится рядом со своим сыном? Радованович утверждает, что Савва - это символ сербского общества. Если это так, то под образом отца стоит понимать того, кого никто никогда не видел.
Война в фильме не начинается внезапно, напряжение нарастает постепенно. "Новости по телевизору совсем нереальные", - удивляется голос Биковича. "Они не могут бомбить мирные города", - говорят жители. Мать старается не вникать в политику, она слушает сообщения о предстоящем аде, рассматривая свое полуобнаженное тело в зеркале - одна из самых пронзительных и поразительных метафор в фильме.
Мать с сыном сталкиваются с лесным повелителем лицом к лицу, когда в учебных классах детей заменяют новобранцами. "Мы учим стихи Гете, а нас бомбят", - пытается разобраться учительница в происходящем. Массированных бомбардировок, уничтожающих целые улицы города, мы практически не видим. С этого момента режиссер стремится говорить только метафорами.
Сначала это у него получается, и даже очень тонко: "Полуночный троллейбус" бесцельно бродит по улицам Белграда, собирая на своем пути жертв ночного катастрофы, а днем небо над троллейбусными проводами закутывает в дым. К сожалению, у режиссера не хватило силы довести свою киноленту до конца, в последней части фильма, той, где мать увозит сына из Белграда, зрителя хлестают безжалостные "бомбардировки" банальными метафорами - типа той, когда поверх цветущего поля клубится черный дым.
Финал же поражает своей прямолинейностью - Савва в противогазе несет в гору деревянный крест, идя навстречу "встрече" со своим отцом - тяжело раненым войной сознанием. Но даже рукопытное отступление в буквальную "проповедь" не исказит общей картины. "Лесной повелитель" - это честное и глубокое исследование поколенческой травмы, затрагивающей не только бывшую Югославию.
Когда Белград и другие города подвергались бомбардировкам в 1999 году, мне было примерно столько же лет, сколько главному герою фильма. Поэтому история эта сразу заставила меня откликнуться, и я решил поддержать проект. Мне понравилась идея рассмотреть, каким образом чистое, неиспорченное грехами душевное состояние ребенка сталкивается с ужасным злом. В творческом плане я не вмешивался в процесс создания этого фильма, поскольку это авторское кино. Я надеюсь, что зрители также доверятся режиссеру.