Открытое письмо Гребенщикову, написанное Андреем Решетиным, стало источником вдохновения для многих людей, стоящих на страже Родины.
После 14 месяцев службы в Первой фронтовой творческой бригаде, Андрей Решетин вернулся в родной Петербург. Хотя его служба завершилась, его служение продолжается, и недавно скрипач выпустил сольный альбом, который великолепно представил в интервью для журнала «РГ».
В интервью ему был задан вопрос о его новом альбоме «Сильнее смерти» - является ли это посвящением военнослужащим в зоне боевых действий или это прощание с фронтом. Андрей Юрьевич отвечает, что альбом посвящен всем российским воинам, как живым, так и павшим. Он также уделяет внимание раненым бойцам, с которыми он вместе находился в госпиталях.
Музыка в альбоме основана на произведениях композиторов барокко XVII и XVIII веков, таких как Бах, Бибер, Хандошкин. Эта музыка хорошо воспринималась как сами музыкантами, так и обычными людьми. Воины не только слушали ее в окопах и блиндажах, но и в мирное время, возвращенных городах.
Рассказывая о Первой фронтовой творческой бригаде, Решетин отмечает, что, действительно, он был единственным добровольцем, в то время как остальные артисты были мобилизованы. Он упоминает своих коллег: Женю Павлова из театра «Современник», Сашу Тюпу - оперного певца, способного великолепно исполнять украинские песни, а также двух выдающихся башкирских певцов - Альфира Заманова и Фларида Биргалина.
Это были талантливые и преданные артисты, объединенные общей целью служить своей стране и поднимать боевой дух военнослужащих на передовой. Возвращаясь из службы, Решетин продолжает свое творчество и через музыку почитает память тех, кто отдал свои жизни за Родину, создавая произведения, которые увековечивают дух и мужество наших защитников.
Душа нашей компании - Кирилл Иванилов, талантливый певец и гитарист, способный вызвать слезы у любой аудитории своими исполнениями.
Кирилл Антонов - признанный лучший звукорежиссер Хабаровского края, его профессионализм и творческий подход делают звучание наших проектов неповторимым, без него мы как без рук.
Федя Митрохин, жонглер и артист цирка в третьем поколении, его выступления вместе с актерами Ильнуром Сафаровым и Ваней Бекбаевым вызывали такое сильное впечатление у местного населения, что дети с радостью бежали фотографироваться с солдатами после представлений.
Юра Сивачев - талантливый художник, специализирующийся на фронтовых портретах и пейзажах, его работы передают дух времени и героизм бойцов на передовой.
Брат Фларида Биргалина, Фидан, проявил замечательные лидерские качества, стремясь уйти на передовую в башкирский полк, мы все молимся за его безопасное возвращение.
Человек определяется тем, за что он готов отдать жизнь. Это понимание сильнее смерти. Любовь к Отечеству, долг, служение, братство - все это сильнее страха перед смертью.
Нам посчастливилось иметь боевого офицера, старшего лейтенанта Аракеляна, самого молодого, но опытного в нашем коллективе. Его яркое geioum остроумие и лучшие командирские качества делают его не только лидером, но и другом для нас.
Возвращение с фронта - сложный этап. Одной из целей альбома
Хочу сказать, что настоящий мужчина готов отдать жизнь за свои принципы, считают некоторые. Для него смерть на передовой - это первая реальность, и если он ее избежал, то он жив и это вторая реальность.
Но есть и третья реальность - это чувство вечности. Человек на передовой не всегда осознает это, но он чувствует вечность и способен пожертвовать собой, идя на задание, чтобы спасти своих товарищей. В такие моменты его собственная жизнь перестает быть для него главным.
Это означает, что существует что-то более важное, за что он готов пойти на жертву. Человек определяется по тому, за что он готов отдать свою жизнь. Это может быть любовь к Отечеству, долг, служение или братство. Без этих ценностей он не полноценный человек.
Андрей Решетин считает, что величие страны заключается не только в военных победах, но и в научных открытиях и в эстетике. Если уничтожить все это, враг сможет обойтись без боевых действий. Андрей Юрьевич регулярно посещал Донбасс с 2017 года, когда большинство общества либо не замечало этого конфликта, либо избегало участия.
Многих его друзей тогда толкало стремление помочь Донбассу. Возможно, это связано с их семейными историями, прошедшими блокаду Ленинграда. Дедушка Андрея Решетина был блокадником, эвакуированным по Дороге жизни, он сражался, форсировал реку, участвовал в освобождении Вены. Бабушка и мама были эвакуированы из Царского Села последним поездом. Семейный опыт блокады подсказал, что главное в трудные времена - не останавливаться в развитии.
Новые впечатления и идеи имеют огромное значение для нашей жизни, поэтому мы решили привезти музыку барокко на Донбасс. Основным движущим мотивом для нас были сочувствие и сопереживание.
Я не могу понять людей из России, которые обвиняли нашу страну в проблемах на Донбассе, но не оказывали ему никакой помощи. Это означает, что в их словах отсутствует истинное сердце. Я был одним из тех, кто всегда стремился на передовую, куда было опаснее, и даже играя в таких условиях, я снимал бронежилет...
Были ли ситуации, когда я мог погибнуть? На передовой ты чувствуешь, как за тебя молятся. Однажды мы проезжали по фронту с переданной президентом иконой. Икону Спасителя Нерукотворного, подобную той, что была у Петра Первого в его шатре перед Полтавской битвой. Помимо священника, нас было четверо - Женя Павлов, Кирилл Антонов, который управлял машиной и чинил ее по необходимости, и я. После молебна мы устраивали концерты. Бывало, что мы оказывались в 700 метрах от вражеских опорных пунктов, и играть на скрипке в бронежилете и каске было не так легко.
Я помню, как в лесной полосе Женя читал забавные стихи Маяковского «Я счастлив!», о том, как бросить курить. Вдруг началось обстрел. Женя продолжал читать, все сидели, слушали, смеялись, котята радовались нашей компании, играя у ног. В такой момент даже не приходило в голову, что это может быть наш последний концерт.
Честно говоря, чтобы избежать героических иллюзий обо мне: нашу бригаду до сих пор оберегал Господь, мы не сталкивались с тяжелыми обстрелами и «мясом». Но там гибнут творческие люди. В марте погиб великолепный петербургский художник и преподаватель рисунка из Академии художеств Александр Федоров.
Он также добровольно отправился на фронт и стал стрелком-огнеметчиком. Жаль, что он не был в нашей бригаде. Всю академию проводили его в последний путь. Вечная память нашему брату.
Внезапно у него полностью вылетела вестибулярка, его эвакуировали в Белгород, где ему поставили диагноз - инсульт. Мне не понятно, как это вдруг случилось с ним. Я не испытывал особых переживаний. Наоборот, я был счастлив на фронте, чувствуя себя востребованным. Мне даже казалось, что мне было легче там, чем на гражданке.
Конечно, моей жене было тяжело ждать меня. Когда я сказал ей, что ухожу на фронт добровольцем, она сначала пыталась меня отговорить, потом плакала, а затем как настоящая русская женщина поддержала меня. Но потом я вернулся к своей жене и детям, к мирной работе. Меня отправили на пенсию по причине возраста, за неделю до моего 61-летия.
Андрей Решетин рассказывает: 'Бывало, что я находился в 700 метрах от вражеских опорников, но играть на скрипке в бронежилете и каске было невозможно. Теперь я уже почти полгода дома, но я не слышал, чтобы меня приглашали на концерты... Вероятно, вы только занимались записью своих альбомов? После возвращения с фронта я больше не даю публичных выступлений. У меня другие мотивы. Как я могу идти играть ради похвалы публики, когда я провожал своих собратьев в последний путь? В современной музыкальной индустрии я не нашел другой мотивации. Для меня на седьмом десятке все это уже не имеет значения. Я даю домашние концерты для друзей и играю в госпиталях для раненых бойцов, без этого я не могу. Бойцы ценят мою музыку, ведь я - один из них. Кроме того, музыка барокко способна подарить им желание жить.'
Таким образом, я продолжаю служить в каком-то смысле, оставаясь добровольцем, которого не так просто отправить в отставку. За время своей работы я издал две книги по материалам фестиваля EARLYMUSIC, которым я руководил на протяжении 25 лет. В настоящее время занимаюсь подготовкой ко съемкам второго сезона фильма «Рождение русской оперы», который разрабатывается совместно с моими московскими друзьями.
Меня, Андрея Решетина, радует тот факт, что бойцы ценят мою работу, ведь я считаю себя одним из них. Музыка барокко не только вдохновляет их, она также внушает им желание жить. Во время боевых действий я также написал и издал книгу, тираж которой был распространен среди бойцов. Я считаю важным распространение знания истории как на передовой, так и в обществе в целом.
Я считаю, что проблемы в нашем государстве связаны с тем, что мы не знаем и не помним нашу историю дальше, чем за последние 150 лет. В отличие от других народов, у нас сохранилось мало исторических артефактов, способных рассказать нам о прошлом. В результате мы часто спорим и недостаточно изучаем ее, поскольку имеем мало материалов, которые можно было бы «потрогать».
Проблема нашей интеллигенции заключается в этом. Многие считают, что мы культурный народ стали только в XIX веке, и это приводит к недопониманию. Я начал заниматься изучением истории в 90-е годы и увидел формулу постепенного разрушения страны. Первым шагом к разрушению служит забвение истории, за которым следует проявление неблагодарности.
Люди начинают ругать тех, кто внес большой вклад в страну. Примером служит Григорий Потемкин, имя которого сегодня употребляется в выражении «потемкинские деревни», символизирующем обманчивость и фальшивость.
Его «потемкинские деревни» - города с населением в сотни тысяч, а то и в миллион, это Крым, это Новороссия. Кто-то действительно верит, что Екатерину Великую можно было обмануть картонными деревнями и актерами, играющими роль крестьян? Мы потеряли эти земли, потому что забыли о том, кто дал их нам. И вернуть их можно только путем восстановления нашей памяти.
Следующий шаг - подрыв чувства прекрасного в обществе, утрата эстетики. Попса, которой окружены все в наше время, завоевала как эстраду, так и классику, и в культуре она стала анестезией. Людей предпочтительно усыплять приятными мечтами тогда, когда они находятся в упадке, когда их разлагают. Сравните Дворцовую площадь, вид на Неву от Петропавловской крепости или от Кунсткамеры с современными районами Петербурга, и вы увидите, насколько сильно было нарушено чувство прекрасного.
По моему мнению, это происходит, когда понятие 'культура' заменяется пропагандой и социальными темами. Это как если заменить великую литературу на банальные писсимизмы и сенсационные статьи. Сегодня для некоторых важно прокричать 'За Донбасс, за победу', сочинить тусклую песню на патриотическую тематику, ужасно ее исполнить, и отправиться на Мальдивы - ведь за ленточкой же никто не поедет. Большая часть тех, кто сегодня поет и говорит о Донбассе, никогда там не была. Разумеется!
Жители Донбасса, сражающиеся на фронте, раненые в госпиталях - они чувствуют фальшь сильнее всех. Величие страны, народа для меня - это не только военные победы, но и научные открытия, и эстетика. Если это уничтожить, то все, врагу не понадобится даже поле боя.
Популярная музыка, которой все перенасыщены сегодня, играет роль анестезии в нашей культуре, будь то на эстраде или в классических произведениях. В такой контекст мы, небольшая группа, занимаемся восстановлением и продвижением произведений из барочной эпохи, которые были отправной точкой для нашего музыкального театра и светской поэзии.
Мы удалось воссоздать первую русскую оперу «Цефал и Прокрис», написанную еще в 1755 году. Музыку композитора Франческо Арайи сочинил автор либретто Александр Сумароков. Это было сложнейшее драматическое представление, с высокой техникой пения, на которую сегодня даже трудно посмотреть, так как солистами выступали пять мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет и одна 15-летняя девочка. Продолжительность оперы с балетными выступлениями в конце каждого из трех актов составляла около четырех часов. Первую русскую оперу показали дважды в Эрмитажном театре и один раз в Большом театре.
Наша деятельность направлена на поддержку фундаментальной российской культуры. Мы верим, что страну спасут только те, кто активно работает над ее будущим и готов отдать за нее свою жизнь. Мы не скрываемся в тени, мы не паразитируем, такие люди уже достаточно много, и мы не хотим к ним примешиваться.
Почему был создан мой альбом «Сильнее смерти»? Потому что битва, в которую я вступил, не сводится к выстрелам пушек. Это битва за смыслы, сердца и умы, причем именно в такой последовательности.