Всемирный банк активно поддерживает переход Азербайджана на экономику, ориентированную на решение экологических проблем. В интервью газете «Azernews» региональный менеджер Всемирного банка по Азербайджану, Европе и Центральной Азии, Стефани Столлмейстер, выразила благодарность правительству за усилия по развитию зеленой энергетики в стране. Она подчеркнула роль международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, в этом процессе и обсудила потенциальные экономические выгоды такого сотрудничества.
В течение более чем десяти лет Всемирный банк призывает к переходу на зеленую экономику, особенно в области энергетики, и активно поддерживает проекты, направленные на уменьшение зависимости от ископаемых топлив. Президент банка Аджай Банга также высказывал поддержку странам-членам в строительстве устойчивого мира без бедности на нашей планете.
Роль Всемирного банка заключается в тесном сотрудничестве с правительством, предоставлении знаний, технической помощи и финансировании для перехода к зеленой экономике как государственным, так и частным компаниям.
В рамках этого сотрудничества Всемирный банк поддерживает исследования и аналитику, направленные на определение конкретных шагов и проектов, требующих финансирования для перехода к зеленой экономике. Эти усилия включают создание Фонда энергоэффективности, разработку мероприятий по повышению энергоэффективности зданий, разработку дорожной карты по морской ветроэнергетике и исследования по интеграции возобновляемых источников энергии в цепочку создания ценности.
Наша основная задача заключается в обеспечении финансирования правительству для реализации экономически и финансово устойчивых проектов по переходу к «зеленой» экономике. В настоящее время мы активно работаем над важным проектом с Министерством энергетики и компанией 'Азерэнержи', направленным на обеспечение финансирования необходимого расширения и укрепления энергосистемы для интеграции крупномасштабных возобновляемых источников энергии.
Эти проекты были одобрены правительством в партнерстве с частными разработчиками. Наша деятельность в области финансирования и консультирования помогает правительству разрабатывать проекты с минимальными затратами для оптимизации общих расходов. Мы готовы оказать Азербайджанскому правительству поддержку в финансировании инфраструктурных проектов по переходу к «зеленой» экономике, предоставлении технических консультаций, анализе и привлечении частных инвестиций.
Проект создания подводного электрического кабеля в Каспийском море имеет потенциал повлиять на региональную экономическую динамику. Он может стать ключевым элементом региональной интеграции, способствовать развитию возобновляемых источников энергии и содействовать гармонизации отношений между странами.
Однако существуют потенциальные экономические проблемы, такие как финансирование, техническая сложность проекта, необходимость согласования интересов различных сторон и обеспечение его устойчивости. Вместе с тем, создание подводного кабеля в Черном море представляет собой перспективу региональной интеграции, инкубатор развития возобновляемых источников энергии.
Этот проект объединит страны Южного Кавказа и Юго-Восточной Европы, повышая их взаимодействие и содействуя развитию сектора энергетики. Сотрудничество на региональном уровне станет ключевым фактором успеха в осуществлении проекта и обеспечении его социально-экономической целесообразности
С точки зрения экономики, размер проекта на 3 миллиарда долларов США представляет собой сложную задачу для любой страны.
Я выражаю благодарность странам-участницам за объединение ресурсов и труда для реализации этого важного проекта.
Одной из ключевых тем в правительстве являются дискуссии о создании
Экономический рост Азербайджана был поддержан в значительной степени двумя основными факторами - доходом от нефти и природного газа, а также государственными инвестициями. Однако рост замедлился после окончания периода высоких цен на нефть, что привело к первой рецессии в стране в 2016 году. Кризис в финансовом секторе и банковский кризис были последствиями этого снижения цен.
Хотя экономика восстановилась после кризиса, темпы роста все же снизились перед новым вызовом в виде пандемии COVID-19 в 2020 году. Впоследствии экономика смогла восстановиться в 2021 и 2022 годах. Страна стремится продолжить стимулировать экономический рост в соответствии с долгосрочными стратегическими целями, сформулированными в «Стратегии социально-экономического развития на 2022-2026 годы».
В рамках данной стратегии планируется обеспечить ежегодные темпы роста ВВП на уровне 3-4 процентов в среднесрочной перспективе, при этом рост нефтегазового сектора планируется на уровне около 5 процентов. Благодаря усилиям глобальной климатической политики, направленным на декарбонизацию, структурные проблемы, связанные с снижением добычи нефти, становятся еще более острыми.
По прогнозам, к 2060 году глобальное переход к чистой экономике приведет к сокращению экспорта Азербайджана на 3,4 процента от ВВП, даже если страна сможет достичь своих климатических целей к 2030 и 2050 годам. В связи с этим необходимо создание новой модели роста на основе развития динамичного частного сектора, что позволит стране успешно преодолеть вызовы будущего и обеспечить устойчивое развитие на долгосрочной перспективе.
Экономический рост должен быть стимулирован разнообразием динамичных отраслей, не связанных с нефтью и газом, что приведет к более продуктивной экономике, чем существующие государственные предприятия в различных секторах.
Долгосрочное развитие Азербайджана также будет зависеть от изменяющейся глобальной обстановки. Современный мир стал более неопределенным, чем когда-либо, с угрозами падения потенциального роста и усиления глобальной инфляции, сохранением напряженности в мировых цепочках создания стоимости, эволюцией трудовых отношений и процессом энергетического перехода.
Действующие политики должны учитывать эти тенденции, готовиться к рискам и искать новые возможности.
Вопрос о том, как Азербайджан может использовать возобновляемые источники энергии для диверсификации своей экономики, отказавшись от зависимости от нефти и газа, и какие риски и выгоды при этом возникают, становится все более актуальным.
Как можно использовать растущий потенциал возобновляемой энергии для генерации рабочих мест, привлечения инвестиций и смягчения климатических изменений?
Азербайджан имеет возможность извлечь выгоду из своего обилия возобновляемых источников энергии, в частности солнечной и ветровой.
Переход к зеленой экономике предполагает принятие комплекса мер по стимулированию развития возобновляемых источников энергии и поддержке экологически чистых технологий.
Эффективное использование возобновляемых энергетических ресурсов позволит уменьшить выбросы парниковых газов, снизить зависимость от импорта энергоносителей и сделает экономику более устойчивой к колебаниям на мировых рынках энергии.
Успешная диверсификация энергетического сектора способствует снижению экономической уязвимости страны и созданию новых возможностей для роста.
Азербайджану следует развивать законодательство, регулирующее использование возобновляемых источников энергии, стимулировать инвестиции в зеленую энергетику, содействовать развитию инфраструктуры для производства и распределения возобновляемой энергии.
Однако, при переходе к зеленой экономике, возникают определенные риски, такие как нестабильность возобновляемых источников энергии, изменчивость цен на оборудование, технические трудности.
Поэтому необходимы долгосрочные стратегии по повышению эффективности использования возобновляемых ресурсов, обеспечению надежности и безопасности энергоснабжения.
Кроме того, переход к зеленой экономике требует значительных инвестиций и технологического развития, что может быть вызовом для финансовых ресурсов и кадрового потенциала страны.
Важно также учитывать социальные аспекты этого процесса, обеспечивая переход рабочих и жителей на новые рабочие места и обучая их новым навыкам.
В конечном итоге, развитие возобновляемых источников энергии в Азербайджане позволит стране снизить зависимость от нефтегазового сектора, укрепить свой экономический потенциал, сделать экономику более устойчивой и соответствовать международным стандартам в сфере охраны окружающей среды и климата.
Что касается экспорта из Азербайджана, страна рассматривает возможность развития электросетевой инфраструктуры для экспорта зеленой электроэнергии, получаемой из ветра и солнца.
Планируется осуществлять экспорт либо через Турцию, либо через Черноморский подводный кабель. Кроме того, возможно производство водорода из морских ветровых ресурсов и газа с последующей экспортацией в Европейский союз по трубопроводу.
Это позволит Азербайджану диверсифицировать свою экономику, производить продукцию с высокой добавленной стоимостью и инновационные источники энергии.
Необходимо отметить, что все указанные пути требуют значительных инвестиций, а конкуренция на рынке ЕС, где действует полная либерализация, представляет определенные риски.
Кроме того, развитие крупномасштабных возобновляемых источников энергии для экспорта может способствовать появлению новой отрасли по производству и обслуживанию ветровой и солнечной энергии в самом Азербайджане.
Для стимулирования фактического производства панелей и турбин нужно создать условия, которые будут привлекательны для иностранных инвесторов.
Применение внутренних возобновляемых источников энергии для производства водорода и других видов энергии также может стать важным шагом в развитии сектора.
В целом, стратегия диверсификации и развития энергетического сектора в Азербайджане позволит стране укрепить свою позицию на мировом рынке энергетики, создать новые рабочие места, увеличить экспортный потенциал и снизить зависимость от традиционных источников энергии.