Модернизация транспортной инфраструктуры как драйвер экономического роста

Дек 19, 2024 / 11:34

Развита транспортная сеть открывает новые возможности для стран, включая экономический рост, активизацию торговли, развитие туризма и повышение уровня жизни.

Модернизация транспортной инфраструктуры как драйвер экономического роста

Завершение национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» на этом этапе включает в себя модернизацию скоростных автодорог, железных дорог, аэропортов и морских портов.

За последние шесть лет были реализованы значительные изменения: более 700 объектов модернизированы по всей стране.

Основные проекты включают расширение БАМа и Транссиба, строительство скоростной автомагистрали М-12 «Восток» до Казани, а также развитие Северного морского пути и Московских центральных диаметров (МЦД), что значительно упростило транспортное сообщение.

Эти изменения позволили улучшить взаимодействие между регионами, сделав путешествия более быстрыми и комфортными, а логистические операции — более эффективными.

Центральной идеей проекта является синергия, что особенно видно на примере международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» с общим маршрутом длиной 9 тысяч километров, из которых 2,4 тысячи километров проходят по территории России.

В 2022 году было запущено движение по трассе М-12 «Восток», соединяющей Москву и Казань.

Автомагистраль М-12 является важной частью транспортного коридора, который пересекает пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашскую Республику и Республику Татарстан.

Протяженность трассы до Казани составляет 810 километров, и на этом участке отсутствуют светофоры и перекрестки в одном уровне.

Заместитель директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта, Александр Чекмарев, отметил, что открытие М-12 значительно сократило время в пути между Москвой и Казанью до шести с половиной часов, что в два раза меньше прежнего времени.

Он считает, что строительство магистральных линий станет мощным стимулом для развития транспортных коммуникаций как между регионами, так и в масштабах всей страны.

М-12 уже способствует увеличению туристического потока, поскольку с момента открытия по трассе совершено более 24 миллионов поездок.

На маршруте от Москвы до Казани созданы комфортные условия для отдыха путешественников: имеются 24 многофункциональные зоны, где можно заправить машину, пообедать и даже принять душ.

Также предусмотрены прачечные, детские площадки, зоны для спортивных игр, пикника и выгула собак.

Магистраль предлагает стабильную мобильную связь и доступ в интернет.

Путешественники отмечают улучшенное освещение, что делает поездки в вечернее и ночное время более комфортными.

Высокое качество дорожного покрытия и удобные съезды также получают положительные отзывы от водителей.

По словам инженера Игоря Платицына из Подмосковья, движение по обновленной трассе М-12 значительно облегчило поездки к популярным туристическим местам, например, в село Дивеево, где находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

В планах — продление дороги до Екатеринбурга и Тюмени, что повысит доступность региона.

Еще одной важной вехой стало открытие обхода Тольятти, который значительно разгрузил участок трассы М-5 «Урал», улучшив условия для местных жителей и бизнеса вокруг особой экономической зоны и Жигулевской ГЭС.

Помимо автомобильных дорог, активно развивается инфраструктура аэропортов. Уже обновлены 33 воздушных гавани, что сделало перелеты более безопасными и доступными.

Модернизация затронула как регионы, так и крупные города, включая Красноярск и Новосибирск. Особенно активно обновляются аэропорты в Сибири и Дальнем Востоке, где, например, в Якутии реконструировано 12 аэропортов, улучшив общее авиасообщение.

В этой республике только 15% населения имеет доступ к круглогодичному наземному транспорту, что подчеркивает значимость современных авиаузлов.

Большая часть территории доступна лишь несколько месяцев в году, поэтому для многих жителей авиация остается единственным круглогодичным транспортом. Улучшение ситуации произошло за последние годы: благодарю авиации, стало проще встретиться с близкими, съездить в Якутск и пройти медицинское обследование. Теперь, по словам Намии Серовой из Вилюйска, сложно стало путешествовать на море, не выезжая за пределы региона, так как в Приморском крае есть курорты на той же широте. Пассажиропоток аэропорта Якутск в этом году составил более миллиона человек, что является рекордом. Это стало возможным благодаря модернизации взлетно-посадочной полосы, длина которой теперь 3600 метров и которая может принимать любые типы самолетов. Кроме того, в Томске в прошлом году была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, также обновлены дренажная система и очистные сооружения. Это обеспечивает долговечность покрытия полосы, которой будет достаточно на 15 лет при должном уходе. После обновления аэропорт также может принимать большинство типов самолетов. В этом году завершилось строительство нового аэровокзального комплекса, где установлены два телетрапа, что позволяет пассажирам комфортно проходить к самолету в любое время года. Зоны досмотра, ожидания, регистрации и выдачи багажа также увеличены, а на привокзальной площади организована парковка на 290 мест.

Терминал способен обслуживать до одного миллиона пассажиров в год, что актуально на фоне растущего спроса на авиаперевозки.

Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт сообщил, что в этом году российские авиакомпании перевезут более 110 миллионов человек, что также превышает показатели прошлого года (более 105 миллионов). Из них 86 миллионов пассажиров будет перевезено на внутренних рейсах.

«Важно, что новые объекты предлагают улучшенный уровень комфорта благодаря современным инженерным системам. Аэропорты сегодня имеют светлые и просторные терминалы, соответствующие актуальным требованиям транспортной безопасности», — отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Предполагается, что спрос на авиаперевозки продолжит расти. По статистике, в 2023 году авиаперевозки увеличились по сравнению с 2022 годом, и ожидается дальнейшее увеличение в 2024 году.

Между тем, в рамках нацпроекта также происходит модернизация инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, включая расширение БАМа и Транссиба, что поспособствует развитию региона. Значимые объекты включают новый Байкальский тоннель и Керакский тоннель в Амурской области, который стал самым длинным на Забайкальской железной дороге.

В настоящее время наблюдается возобновление строительных работ и модернизация транспортной инфраструктуры, включая разъезды, которые значительно повышают провозную способность магистралей и грузопоток.

Дарья Черепанова из Тынды, дочь строителей БАМа, отмечает, что люди связывают с этой модернизацией большие надежды.

По прогнозам, к концу года провозная способность Восточного полигона увеличится до 180 миллионов тонн, а к 2030 году достигнет 210 миллионов тонн.

Министр транспорта России Роман Старовойт подчеркнул на Петербургском международном экономическом форуме, что морская транспортировка играет критически важную роль в международной торговле, составляя 90% от общего объема.

Он отметил необходимость модернизации портов для увеличения их грузопроводимости.

Ключевым аспектом нацпроекта является укрепление транспортных связей и наращивание экспортных мощностей.

За последние шесть лет было осуществлено значительное развитие морских портов и железнодорожной инфраструктуры, связанной с ними.

В результате публикуемые показатели провозной способности транспортных участков, соединяющих с портами Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, достигли соответственно 125,1 и 145,6 миллиона тонн.

С 2020 года производственные мощности портов должны вырасти более чем на 166 миллионов тонн.

Например, строительство угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (Хабаровский край) увеличило мощность порта Ванино на 12 миллионов тонн.

Новый Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань увеличил мощность порта на 60 миллионов тонн, а строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатке добавит еще более 10 миллионов тонн.

Эти проекты не только увеличат производственные мощности, но и принесут значительные социальные выгоды. Например, перегрузочный комплекс на Камчатке должен нарастить экспортные поставки российского СПГ, создать новые рабочие места и расширить газификацию региона.

Переход с мазута на голубое топливо станет экономией и стимулирует развитие местного производства.

Также следует отметить стратегическое значение Северного морского пути: его развитие откроет новые возможности для восточных перевозок. Этот маршрут соединяет «Карские ворота» и «мыс Дежнева», являясь кратчайшим водным путем между европейской частью России и Дальним Востоком, протяженность которого составляет около 5,6 тысячи километров.

Планируется сделать его круглогодичным, что облегчит работу транспортных и добывающих компаний, а также северный завоз, от которого зависит 25 регионов РФ.

В рамках северного завоза ежегодно доставляется примерно 3,2 миллиона тонн грузов, а в прошлом году объем перевозок составил 5,6 миллиона тонн, включая контейнеры, металлоконструкции, пиломатериалы и другие товары.

В 2022 году общий грузооборот по Северному морскому пути достиг рекордных 34,1 миллиона тонн, а в прошлом году составил 36,2 миллиона тонн. Это обусловлено активным использованием атомного ледокольного флота, которым располагает только Россия.

В рамках национального проекта продолжается строительство атомных ледоколов проекта 22220, которые являются самыми мощными на текущий момент. Каждый из этих ледоколов способен проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн и преодолевать льды толщиной до трех метров.

С 2020 года в эксплуатацию были введены ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». До конца текущего года флот пополнится новым ледоколом «Якутия», а к 2030 году планируется ввести в строй еще три сложных судна — «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград».

Михаил Мишустин проинформировал о том, что грузопоток по Севморпути стремится к 40 миллионам тонн, и к концу десятилетия прогнозируется его превышение 100 миллионов тонн.

Для обеспечения удобства отправителей товаров и развития морских портов запланировано строительство современных терминалов и перегрузочных комплексов. Также будет расширен ледокольный флот, включая вспомогательные и аварийно-спасательные суда.

Этот комплекс мероприятий направлен на укрепление позиций России в Арктике и улучшение навигации в этом важном регионе.

В этом году завершается нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры», однако работа по развитию транспортного комплекса будет продолжена в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». Главная цель заключается в формировании гармоничного каркаса, который объединит ключевые элементы транспортной инфраструктуры.

Министр транспорта России Роман Старовойт подчеркнул, что нацпроект нацелен на повышение эффективности работы транспортной системы. Россия, как самая обширная страна по протяженности, уже занимает лидирующие позиции по железнодорожной инфраструктуре, речным путям и автомобильным дорогам. Именно в этих направлениях будет осуществляться дальнейшее развитие эффективной транспортной системы.

Одной из приоритетных задач, определенных президентом, является увеличение авиационной мобильности в полтора раза. В этом контексте planируется модернизировать не менее 75 аэропортов, что должно привести к росту пассажиропотока до 158 миллионов человек в год.

Продолжится реализация крупных железнодорожных проектов, таких как БАМ и Транссиб, что увеличит их провозную способность до 210 миллионов тонн. Также стартует высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, благодаря которой время в пути сократится до 2 часов 15 минут.

В процессе модернизации пунктов пропуска через государственную границу время осмотра грузовых автомобилей снизится до 10 минут, что создаст новые возможности для бизнеса. Будет укрепляться опорная сеть морских портов, внутренних водных путей и Северного морского пути, а также планируется увеличение перевозок сыпучих грузов по рекам и развитие пассажирских перевозок.

Важным аспектом является внедрение современных информационных технологий, нацеленных на цифровую трансформацию транспортной отрасли. Сердцем нацпроекта станет работа по увеличению кадрового потенциала, что затронет как действующих работников, так и профильные учебные заведения.

Предполагается оснащение училищ и вузов современными тренажерами и лабораториями. Потенциальным школьникам стоит рассмотреть возможности карьеры в данной области, так как развитие транспортной инфраструктуры открывает широкие горизонты.

По материалам: lenta.ru