Депутаты Сейма Гиртс Валдис Кристовскис («Новое Единство») и Скайдрите Абрама («Прогрессивные») выступили с предложением сделать информацию о заработках латвийских чиновников публичной и общедоступной. Оба депутата предлагают внести поправки к Закону об устройстве государственного управления, чтобы зарплаты чиновников были открытыми данными и регулярно публиковались на сайтах организаций в интернете с указанием имени, фамилии, должности и суммы начислений.
Это предложение направлено на восстановление прежней редакции нормы, действовавшей до конца 2017 года, которая предусматривала раскрытие информации о заработках госслужащих, а также обязывала хранить данные о выплате заработной платы в течение восьми лет. В настоящее время эта информация считается конфиденциальной из-за того, что Конституционный суд увидел в ней нарушение права на неприкосновенность личной жизни.
Очевидно, что инициатива депутатов не вызовет восторга у чиновников, так как количество госслужащих в Латвии значительно превышает среднеевропейские показатели. При этом зарплаты латвийских чиновников – депутатов, министров, сотрудников государственных компаний и фондов (таких как Latvenergo, Latvijas dzelzceļš и другие) – являются просто фантастическими и не соответствуют реалиям Латвии.
Если минимальная заработная плата в стране составляет 700 евро, а средняя – 1537 евро в месяц, то зарплаты президента, спикера Сейма, премьер-министра, председателя Конституционного суда и председателя Верховного суда достигают 8440 евро в месяц. Установление прозрачности в отношении заработков чиновников поможет обществу более подробно узнать, как используются бюджетные средства и как обоснованы зарплаты в различных уровнях государственного управления.
Восстановление доступа к такой информации позволит предотвратить коррупцию, повысить ответственность чиновников перед обществом и обеспечить более эффективный контроль за использованием государственных ресурсов. Тем самым идея депутатов Валдиса Кристовскиса и Скайдрите Абрама может стать важным шагом к повышению прозрачности и эффективности государственного управления в Латвии.
Как говорится, каждый орёл своё гнездо хвалит.
В Латвии зарплаты высокопоставленных чиновников вызывают немало волнений среди обывателей. Так, по последним данным, министры получают около 7475 евро ежемесячно, парламентские секретари — 6631 евро, а депутаты Сейма — 4220 евро. Однако на этом не заканчивается их материальное благополучие, ведь к ним прибавляются значительные компенсации за расходы, понесённые в ходе исполнения своих обязанностей, включая аренду жилья и транспортные издержки.
Некоторые из руководителей крупных латвийских компаний зарабатывают ещё больше. Так, управляющий PNB banka, «Виго Крастиньш», согласно данным из журнала Ir, зарабатывал почти 14 месячных окладов президента страны, что составляет примерно 109 000 евро в месяц. Председатель правления авиакомпании airBaltic, «Мартиньш Гаусс», получает 105 833 евро в месяц (более 1,27 млн евро в год), в то время как председатель правления Rīgas siltums, «Нормунд Талцис», получает 9071 евро в месяц (более 108 860 евро в год), что даже больше, чем зарплата президента страны. С начала текущего года член правления Latvenergo с функцией директора по развитию зарабатывает 10 287 евро в месяц. Зарплата члена правления по вопросам технической эксплуатации Latvijas dzelzceļš составляет 10 800 евро в месяц, что вызывает удивление на фоне недостаточного технического состояния инфраструктуры железной дороги. Такие примеры можно привести множество.
И все же, несмотря на высокие зарплаты, многие латвийские чиновники находят время и силы для дополнительной заработной деятельности. Например, «Лига Клявиня», бывший заместитель госсекретаря Минфина и настоящий депутат Сейма, умудрялась много лет совмещать свою высокую должность с руководящей должностью в государственном акционерном обществе Altum, а также представительством Латвии в высшем руководящем органе Северного инвестиционного банка, и в итоге зарабатывала около 100 000 евро в год.
Дело не только в размере зарплат, но и в том, как эффективно чиновники выполняют свои функции и насколько они отвечают интересам общества. Достойно ли их вознаграждение или оно является неоправданно завышенным — вопрос, над которым стоит задуматься не только руководству страны, но и самому обществу.
Если информация о доходах всех наших государственных служащих была бы публичной, общественность, вероятно, начала бы интересоваться, насколько их зарплаты соответствуют экономическим показателям страны и эффективно ли расходуются налоговые средства. Возникали бы вопросы о повышении заработных плат чиновников в условиях недостаточной развитости экономики.
Нередко служащие государственных органов не стесняются повышать себе зарплаты, в то время как бюджет страны находится в дефиците. Примером тому может служить ситуация, которая произошла недавно. Государственная канцелярия объявила о намерении нанять коучей для проведения 200 индивидуальных сессий, направленных на развитие лидерских качеств сотрудников. Расходы на такие мероприятия оцениваются в 17 тысяч евро. Это потребление бюджета на непосредственные нужды организации, что важно учитывать в условиях финансовых затруднений.
Учитывая быстрое увеличение количества высокооплачиваемых должностей в Латвии (почти на 30% в год), неудивительно, что бюджет оказывается под угрозой. Появляется разрыв между доходами государства и расходами на его содержание.
Повышение налоговой морали населения может стать проблемой в условиях, когда люди не видят эффективного расходования собственных средств. Наблюдая за тем, как распределяются бюджетные средства, граждане начинают терять веру в то, что налоги и сборы идут на благо обществу. Дорожный налог не приносит улучшений в состоянии дорог, а средства, выделенные на медицину, зачастую не позволяют получить доступ к качественным медицинским услугам.
Подобные ситуации вызывают недовольство и сомнения в эффективности управления государственными финансами.
Предложение связать доходы государственных служащих с ростом ВВП страны представляется логичным. Если экономика развивается, то и чиновники могут получать достойную оплату труда, соответствующую успехам страны. В случае падения экономических показателей, возможно, стоит рассмотреть снижение заработных плат государственных работников.
Такой подход к определению зарплат позволит уравновесить интересы общества и государственных служащих, стимулировать эффективную работу и повысить ответственность за результаты деятельности. Это также способствует улучшению доверия между властью и населением, что важно для обеспечения стабильности и развития страны.