Сегодня в эфире Радио Свобода мы рады представить вам нашего особого гостя - Андрея Мовчана, выдающегося экономиста и учредителя Movchan’s Group, группы компаний по управлению инвестициями.
На сегодняшней передаче мы хотели бы сосредоточиться на новой книге Андрея под названием «От войны до войны», которая охватывает два ключевых конфликта: агрессию России против Украины и войну, которую в настоящее время ведет Израиль.
В своем недавнем опросе на Фейсбуке, Андрей задал своим читателям, включая российскую аудиторию, вопрос о том, какое этическое измерение имеет экономика.
Он спросил, согласны ли они на войну, если она приведет к процветанию России. Реакция была весьма разнообразной.
Большинство комментаторов обсуждали воюют ли правильно, как война повлияет на процветание, не отвечая непосредственно на вопрос. Среди тех, кто решал отвечать, можно выделить три основные категории.
Некоторые категорически отвергали войну, считая, что убийство людей в ней недопустимо ради процветания. Другие, наоборот, считали, что война оправдана, если она приведет к экономическому процветанию страны.
Однако основная часть участников опроса отметила, что не в их компетенции принимать решения об этом и что данная тема имеет незначительное значение для них.
Важно отметить, что результатом данного опроса стало не финансовое, а этическое поражение. Люди в большинстве своем проявили полное равнодушие к этике вопроса. Андрей выразил опасения, что это свидетельствует о недостатках в человеческом обществе и его недосовершенстве, когда вопросы морали вытесняются на задний план в планировании действий.
В истории США было существенное антивоенное движение, особенно во время войны во Вьетнаме. Множество людей в Америке выступали против этой войны, устраивали митинги, демонстрации, и даже марши на Вашингтон, чтобы остановить военные действия. Антивоенное движение в США сыграло значительную роль в прекращении конфликта во Вьетнаме.
В то же время поздний Советский Союз столкнулся с выступлениями против войны в Афганистане. Хотя протесты в СССР были более ограниченными из-за жесткого контроля над обществом, все же существовало недовольство и критика в адрес афганской кампании. Люди выражали свое несогласие через различные каналы, хотя официальные действия подавлялись.
Когда дело доходит до антивоенных движений против операции в Ираке, также можно увидеть активное участие людей в различных странах. Хотя количество протестующих может быть ниже, чем в случае с войной во Вьетнаме, все же протесты и митинги против военных действий в Ираке имели место. Сегодня не так много людей готовы активно участвовать в глобальных процессах и протестовать против военных конфликтов. Большинство людей более заинтересованы в своей безопасности и комфорте, чем в международной политике.
Вопрос участия страны в военных операциях может быть недостаточно обсужден в обществе из-за множества факторов. Однако это не означает отсутствия критического мышления или пассивности общества.
В обществах различных стран существует разная этика бизнеса. В странах Запада, таких как Великобритания, этика бизнеса тесно связана с вопросами доверия, порядочности и честности. Важно, чтобы бизнес-сделки осуществлялись на законных и прозрачных основаниях. Западные страны стремятся соблюдать правила и нормы в деловой среде, что создает благоприятные условия для развития бизнеса и привлечения инвестиций.
В России существует своя специфика деловой этики, которая может отличаться от западных стандартов. Однако это не означает отсутствия доверия или порядочности в российском бизнесе. Приспособление к условиям среды и рынка является важным аспектом для бизнеса в любой стране.
Сегодня антивоенные движения и протесты по-прежнему имеют место в разных странах мира, хотя формы их проявления могут различаться. Важно понимать, что каждое общество имеет свои особенности и специфику, которые определяют реакцию на глобальные события и военные конфликты. Диалог и обмен мнениями могут способствовать развитию мирного сосуществования и взаимопонимания между странами и народами.
Политический экономист Дмитрий Некрасов высказывал мнение о прямой связи между уровнем тоталитарности политической системы и готовностью людей жертвовать своим благосостоянием во имя определенных идеалов и принципов. В странах с западной демократией основное внимание уделяется благополучию граждан, а людей с самого детства учат критически мыслить по отношению к власти, поддерживать друг друга и следить за своими финансами.
В то время как в России власть активно пропагандирует идею величия страны и общей цели, пытаясь убедить общество, что важнее не индивидуальные интересы, а целое. Чем более тоталитарна система, тем сильнее люди готовы жертвовать личным благосостоянием во имя неких этических принципов, хотя ключевой вопрос заключается в содержании этих принципов.
Например, нацистская Германия и СССР являются примерами стран, где этические убеждения были настолько весомыми, что люди готовы были пойти на жертвы в их имени. Степень влияния этики и прагматики на отношения Запада и России является сложным вопросом.
Может быть, именно в этом кроется причина неудачи санкций против России. Следует понимать, что Россия и Запад – это не просто абстрактные субъекты, а сложные системы с разнообразными интересами и участниками.
Недостаточная эффективность санкций во многом объясняется двумя факторами. Во-первых, санкции как инструмент воздействия на государства обычно оказывают ограниченный эффект. Несмотря на введение санкций в различных странах мира в отношении множества стран, результаты остаются неоднозначными. Единичные случаи, когда санкции повлияли на ситуацию в странах, как, например, ЮАР, не дают гарантий того, что именно санкции стали ключевым фактором изменений.
На самом деле, процесс введения санкций - это довольно сложный и запутанный. Чаще всего эти меры принимают некие чиновники, обычно не самого высокого ранга. При этом они сталкиваются с давлением со всех сторон.
С одной стороны, им нужно держать в курсе избирателей или своих начальников о принятых мерах, а с другой стороны, у них есть ограниченные возможности в выборе мер для противодействия. В такой ситуации чиновники ищут наилучшие решения, но часто оказывается, что эти меры неэффективны. Вместо того чтобы признать ошибку и изменить курс, им приходится наращивать санкции, создавая спираль нарастания, из которой сложно выйти.
Как влияет нынешний конфликт на позицию России в мировой экономике? Война сама по себе, вероятно, не окажет значительного влияния. Однако позиция России в мировой экономике в настоящее время претерпевает изменения. Это процесс, похожий на прилив и отлив. В свое время доля ВВП Советского Союза составляла до 6%, но со временем она снижалась до 1%. Сегодня эта доля едва превышает два процента и продолжает снижаться. Однако причина в данном случае не только в военных действиях, а также в изоляционистской политике. Изоляционизм всегда приводит к уменьшению доли страны в мировой экономике. Россия в настоящее время явно изолирует себя со стороны международного сообщества, и это отрицательно сказывается на экономике. Четвертая сторона, которая могла бы помочь в создании дополнительного ВВП, остается пассивной. Напротив, мы можем наблюдать, как Китай занимает позиции, которые ранее принадлежали России. Это, в свою очередь, облегчает экономическую политику России и уменьшает долю ее ВВП.
В начале 2000-х годов в России говорили, что это страна, как бензоколонка с социальной нагрузкой, однако позже, в конце нулевых – начале 2010-х, Россия начала развивать другие отрасли экономики. Сейчас же она постепенно возвращается к тому же состоянию.
Хотелось бы обсудить вторую войну: ту, которую ведет Израиль. В рамках этой войны насколько для вас оказался удивительным уровень антисемитизма в современном мире? Можно ли вообще назвать это антисемитизмом? Я сам еврей, у меня есть израильский паспорт, мои дети живут в Израиле, они работают врачами и каждый день принимают вертолеты с ранеными. Дети моих друзей сражаются на фронте. И на фоне всего этого я считаю, что кампания по борьбе с антисемитизмом, как и любая другая кампания, частично преувеличивает масштаб проблемы. Конечно, в мире существует и старый антисемитизм, и его проявления среди обычных людей, а также политический антисемитизм, который удобен для определенных тоталитарных и авторитарных кругов в арабских странах.
Да, в мире действительно есть серьезные левые искажения, о которых недавно пошла речь в контексте войны в Израиле, и, наконец, эта тема была актуализирована. В последние десятилетия мир действительно немного сдвинулся влево, но не в плане более либерального отношения к людям, а в плане принятия относительно бессмысленных шаблонов левого восприятия, когда ярлыки типа «колониализма» или «белого доминирования» приклеиваются ко всем подряд. Люди, которые явно нарушали закон, далеко не соответствуя стандартам цивилизованного человека, ради цвета кожи становились своего рода героями.
В настоящее время мы наблюдаем движения к ревизии событий с одной стороны, а с другой стороны, выявление фатальных особенностей. На юге сектора Газа, в городе Рафах, палестинский мальчик стоит рядом со своим домом около поврежденного автомобиля ООН. Это произошло 4 марта 2024 года.
Однако на фоне происходящего, мы можем наблюдать явную поддержку Израиля со стороны руководства развитых западных стран. Авианосцы находятся в готовности, оружие продолжает поступать, и международные организации занимают четкую позицию.
В то же время мы видим, что нарратив, который был долго пропагандирован тоталитарными режимами арабских стран, вызывает негативную реакцию, особенно среди тех, кто плохо разбирается в ситуации и не может ответить на элементарные вопросы о конфликте. Эти нарративы часто оказывают влияние на массы, формируя негативное отношение.
Например, если спросить «лондонского таксиста» о его мнении о Путине, скорее всего он ответит, что считает его великим лидером. Неграмотность способствует принятию популистских нарративов. Однако это лишь результат манипуляций, которые имеют свои источники, цели и финансирование.
На заднем плане мы можем увидеть коррумпированных чиновников международных организаций, которые зарабатывали на черном рынке, в том числе и в Газе. Эти люди стремились к наживе любыми способами.
Необходимо понимать, что проблема не заключается исключительно в антисемитизме, а в структурных недостатках современного общества, в манипуляции нарративами, которые проявляются через антисемитизм. Важно осознать, что это не проблема изоляции какой-то конкретной группы, а всего общества в целом.
Нам следует разбираться в корнях проблемы, чтобы противостоять манипуляциям и стремиться к более объективному восприятию фактов и событий.
Однако подобные проявления также характерны и для других областей, их выражение может прийти в любое время. Мы наблюдаем увеличение числа нападений и оскорблений в США. Например, в американской академии или в ведущих СМИ появилась явно антиизраильская и пропалестинская позиция в последние месяцы, в частности, у BBC.
ББС долгое время придерживалась стандартной левой позиции, при которой должны были соблюдаться доминирующие нарративы. Однако, столкнувшись с критикой, они быстро начали менять свое поведение. Проблема не ограничивается только антисемитизмом, она также касается обращения с меньшинствами в целом, например, с движением Black Lives Matter и другими.
Эти неравенства со временем должны устраняться, но в настоящее время они существуют и нужно признавать этот факт. Что касается увеличения числа нападений, это во многом зависит от статистики. Я живу в Лондоне, где в моем районе есть пять синагог, и лично я не сталкивался с какими-либо проблемами. Я видел пропалестинские марши, которые в целом проходили мирно. Конечно, были лозунги 'Свободу Палестине!', и об этом можно обсудить.
Существует американская академия, которая, будучи в принципе левой, так как она финансируется государством, а также имеет много мусульманских и арабских спонсоров, вынуждена учитывать их позицию. Даже руководители академии могут быть уволены за высказывания, которые не являются антисемитскими, а просто поддерживают позицию в пользу Палестины. Эту проблему нужно решать, обсуждать, но не стоит паниковать из-за нее.
Недалеко от кибуца «Беери», расположенного на юге Израиля, находится место, где 7 октября боевики унесли жизни 270 человек во время музыкального фестиваля.
Вопрос о том, почему Израиль постоянно проигрывает информационную войну, имеет несколько объяснений. Во-первых, израильтяне часто убеждены в своей правоте настолько глубоко, что не чувствуют необходимости доказывать свою позицию. Это приводит к классической ошибке самоуверенных правых, которые не видят необходимости в объяснениях. Однако евреи известны своим упорством: они верят, что если говорят правду, то дополнительные аргументы уже не нужны.
Во-вторых, Израиль сталкивается с финансовыми ограничениями. Огромные суммы денег вкладываются в пропаганду и конструирование нарративов, поскольку от этого зависит выживание руководства таких стран, как Иран, Пакистан, Йемен, где люди страдают от бедности, голода, заболеваний и внутренних конфликтов.
Для удержания власти в этих странах часто используется нарратив о внешнем враге. Последние ресурсы направляются на поддержание этого нарратива, в ущерб, например, здравоохранению. Маленький Израиль трудно конкурировать с такими внешними воздействиями.
Этот факт противоречит общечеловеческому стремлению поддержать слабых против сильных, где восприятие о Израиле как о силе и мощи создает некоторые предвзятости в дискуссиях.
Израиль часто воспринимается как мировой лидер с мощным влиянием, технологиями, медициной, в то время как его противники изображаются как ущербные, бесправные беженцы.
Война на Ближнем Востоке и конфликт в Украине могут восприниматься не только как два отдельных кризиса, но и как часть более крупной системной войны, связанной с распадом институтов и изменением мирового порядка.
Таким образом, восприятие конфликтов может быть как частично объединенным, так и дифференцированным в зависимости от контекста и точки зрения.
Рассматривать события в Палестине как часть выстроенного заранее плана или как действия, оркестрируемые из Кремля, будет считаться конспирологией. Эти события представляют собой два отдельных процесса.
В этом конфликте столкнулись цивилизованный мир и варварство. Важно понимать, что народы не ждут кого-то, чтобы прийти и обучить их цивилизованным принципам. Они ведут свою жизнь, на своих условиях, иногда проявляя варварское поведение даже по отношению к цивилизованным обществам.
В настоящее время многие страны не могут определить, где проходит граница между цивилизацией и варварством. Вместо объективного измерения, многие политики оперируют понятиями выгодно-невыгодно, правильно-неправильно, и т.д., а не уделяют внимания ключевым принципам цивилизованных обществ.
Цивилизация - это там, где ценится жизнь детей выше территориальных интересов, где деньги не позволяют совершать убийства, где соблюдаются международные договоренности. Варварство - это обратная сторона медали, где эти принципы нарушаются.
Западный мир пока не готов к защите цивилизации, он сосредоточен на своих проблемах и границах. Однако наступит время, когда его придется защищать свои ценности от варварства, угрожающего изнутри и снаружи.
Важно следить за событиями в мире и стремиться к созданию более гуманной и цивилизованной среды для всех народов и стран.