Сложности яхтенного туризма в Турции и влияние экономической нестабильности

Июл 19, 2025 / 12:18

Пустующие марины и тишина, наполненные лишь эхом прошедших сезонов, - так сегодня выглядят курортные гавани Турции, такие как Бодрум, Мармарис и Фетхие. Яхты, некогда заполняющие эти места, теперь стоят на якорях, не в состоянии отправиться в путешествие.

Причины разрушительного влияния на яхтенный туризм просты: экономическая нестабильность и бесконечный рост цен. Генеральный секретарь Ассоциации индустрии яхт и лодок Турции (YATED), Орхун Шентюрк, отмечает, что массовая распродажа яхт стала привычным явлением. Владельцы прогулочных судов, как частные лица, так и чартерные компании, начали избавляться от своих активов, так как спрос на морские прогулки резко упал как среди местных, так и среди иностранных туристов.

Сложности яхтенного туризма в Турции и влияние экономической нестабильности

Шентюрк подчеркивает, что популярные направления, такие как залив Хисароню, пострадали особенно сильно. В лучшие времена каждую субботу из гавани выходило множество судов, а сейчас три четверти из них остаются без клиентов. Это касается как краткосрочной аренды, так и более длительных чартров.

Кроме того, высокий уровень расходов на содержание яхт играет негативную роль: годовая швартовка судна длиной 25-30 метров может стоить от 35 000 до 65 000 евро в престижных маринах, что делает эксплуатацию таких судов экономически нецелесообразной.

Таким образом, яхтенный сектор Турции переживает серьёзные трудности, вызывая опасения за будущее одного из самых привлекательных аспектов туризма в стране.

Ситуация на яхтенном рынке Турции изменилась, и ее конкурентные преимущества, такие как доступность и легкость регистрации судов, более не остаются в силе. Однако в стране все еще есть активные покупатели, среди которых граждане России, Казахстана, Азербайджана и стран Ближнего Востока.

По словам экспертов, регистрация яхт под турецким флагом более простая и экономичная по сравнению с европейскими стандартами. За время пандемии наблюдался рост продаж яхт из-за повышенного интереса к изолированному отдыху. Но введение высокого НДС на новые суда (20%) значительно снизило привлекательность рынка.

В то же время в бухтах Мармариса замечено увеличение незаконных пирсов, что негативно сказывается на экологии и уровне загрязненности водоемов. Вопрос с недорогими подержанными яхтами также остается открытым, так как значительное количество судов распродается, и их хранение требует финансовых затрат.

Сложности наблюдаются не только в Турции, но и в Хорватии, ранее успешной в яхтинге. Здесь также подскочили цены на аренду марин, еду и топливо. Однако наличие членства в ЕС дает Хорватии определенные преимущества, такие как строгие экологические нормы и стабильные правовые механизмы, что смягчает последствия кризиса.

По материалам: www.moneytimes.ru