Серджо Маттарелла против отмены русской культуры в Европе

Июл 19, 2025 / 12:02

Президент Италии Серджо Маттарелла в интервью «Corriere della Sera» высказался против «отмены» русской культуры, отметив, что такой подход является ошибочным. Он убежден, что нельзя перекладывать вину на культурные достижения, которые являются неотъемлемой частью долгой европейской истории.

Это заявление прозвучало на фоне недавних примеров «отмены», когда в Италии отменили выступления таких мастеров, как дирижер Валерий Гергиев и пианистка Валентина Лисица, а также не допустили российских скрипачек к музыкальному конкурсу.

Серджо Маттарелла против отмены русской культуры в Европе

Однако стоит подчеркнуть, что феномен «культуры отмены» возник независимо от России, являясь в первую очередь западным, особенно американским, явлением. Наблюдается тренд на разрыв контрактов с людьми, чьи высказывания противоречат новой идеологии, и вытеснение из библиотек произведений искусства, в которых выявляются признаки расизма или других «неправильных» убеждений.

В английском языке даже появился термин «virtue signaling» (демонстрация добродетели), обозначающий публичные действия, направленные на поддержку общественно принятых мнений. Это отражает стремление принадлежать к «правильным» взглядам и выявлять тех, кто не соответствует современным требованиям, создавая атмосферу нетерпимости к инаковости.

Задолго до того, как термин «культура отмены» стал широко употребляться, она уже оказала влияние на западную культуру. Классическая музыка, будь то произведения Чайковского, Бетховена или Вивальди, была подвергнута критике за свою «белизну», несмотря на растущее количество исполнителей из Азии.

Классические фильмы, такие как «Унесенные ветром», удалялись из онлайн-репертуаров, а известные романы, такие как «Приключения Гекльберри Финна» и «Убить пересмешника», исключались из школьных библиотек, несмотря на их антирасистский посыл. Эта попытка пересмотреть классическую культуру объясняется ее глубокими историческими корнями в аристократических и «эксплуататорских» слоях общества.

На протяжении веков культурные достижения были уделом привилегированных классов, что определяло их взгляды на мир и искусство. С развитием общества у простых людей появилась возможность получать образование и ценить высокую культуру, что сделало искусство более доступным. Тем не менее, возникновение «культуры отмены» обозначает враждебное отношение к высокому искусству.

Это явление отчасти напоминает ранний большевизм, когда литература и искусство подвергались остракизму. Как писал Владимир Кириллов в 1917 году, стремление к новому ведет к разрушению классической красоты ради создания нового будущего.

Однако даже в условиях общего доступа к искусству, его восприятие остается привилегией тех, кто способен оценить эстетику и стремиться к духовному развитию. Таким образом, высокая культура по-прежнему требует осознанных усилий и вкуса, превращая её в богатство не только времени, но и усердия.

Для того чтобы овладеть игрой на скрипке, необходимо значительное количество усилий и времени. Посещение концертов классической музыки требует понимания гениальности композиторов и мастерства исполнителей.

Умение признавать чужое превосходство — это важный аспект, ведь исполнители создают музыку, которая недоступна большинству. Культура поднимает нас выше, и это вызывает разнообразные чувства: от восхищения до ненависти, как, например, выражение недовольства со стороны тех, кто не способен оценить высокий уровень мастерства.

«Культура отмены» являет собой проявление такой ненависти, которая восходит к глубинным страхам перед культурными достижениями. Сторонники этой культуры, недовольные классической музыкой, демонстрируют враждебность к искусству. Это не только русофобия, но и более широкая «культурофобия».

Поэтому культурные фигуры, такие как Серджо Маттарелла, выступают против попыток подрыва русской культуры, даже если они сами не являются последователями России.

По материалам: vz.ru