Культура кэнселлинга, первоначально возникшая в американском сегменте Twitter, обрела популярность среди пользователей, в основном темнокожих, которые с иронией «отменяли» различные явления или людей за мелкие проступки, такие как сломанная кофемашина. Спустя время эта шутка перестала быть такой и стала распространяться за пределы сообщества, обрастая новыми значениями.
Оксфордский словарь определяет кэнселлинг как практику исключения кого-то из общественной и профессиональной жизни за действия или слова, вызывающие общественное недовольство. Механизм кэнселлинга работает следующим образом: когда публичная личность совершает что-то спорное или преступное, информация об этом становится доступной широкой аудитории, что приводит к активным обсуждениям в социальных сетях и медиа.

Обычно звучат требования о привлечении к ответственности, например, увольнении или лишении социальных привилегий. Однако нет четкого определения того, что именно составляет полноценную отмену.
Журналистка Эйджа Романо, исследующая эту тему, считает, что кэнселлинг может помочь восстановить социальную справедливость, предоставляя голос тем группам, которые исторически не имели возможностей для притяжения внимания к своей борьбе. Тем не менее, Романо отмечает, что механизм работает неэффективно: лишь немногие из тех, кто подвергся общественному осуждению, действительно столкнулись с серьезными последствиями.
В конце 2017 года серьёзный прецедент создался после расследования The New York Times, в котором несколько женщин обвинили продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах, ставших повседневной практикой.
Харви Вайнштейн, известный продюсер, долгое время домогался начинающих актрис, обещая им карьерное продвижение. Подробности его действий стали известны благодаря некоторым актрисам, в частности Лизетт Энтони, которая рассказала, как он изнасиловал ее у нее дома, несмотря на то, что раньше они были друзьями.
Это откровение вскрыло широко распространенную проблему сексуализированного насилия в индустрии развлечений, которая оказалась намного более масштабной, чем казалось на первый взгляд.
Под hashtag «#MeToo» актрисы, такие как Алисса Милано, Роуз Макгоуэн, Кейт Бекинсейл и другие, признались, что также подвергались домогательствам. В результате более 80 женщин выдвинули обвинения против Вайнштейна, однако для многих в кинопроизводстве эти факты не стали новостью.
Шокирующий масштаб его преступлений стал тревожным поводом задуматься о количестве жертв сексуализированного насилия в целом.
В ответ на эти события Вайнштейна начали массово отменять, общественность осуждала его действия в социальных сетях. Он лишился членства в Британской академии кино и телевидения (BAFTA) и был исключен из Гильдии продюсеров Америки. Его коллеги и друзья открыто выражали презрение к его поступкам, в результате чего его супруга также подала на развод.
Вайнштейн изначально пытался обвинить жертв в клевете, однако позднее выразил сожаление и пообещал исправить свои ошибки. В мае 2018 года он был арестован, хотя часть обвинений против него была снята. Это вызвало общественное возмущение и привело к новому витку расследования, в результате которого в 2020 году Вайнштейн был признан виновным в двух из пяти случаев изнасилования и получил 23 года тюрьмы. В 2023 году ему добавили еще 16 лет за новое обвинение в изнасиловании.
В октябре 2017 года актер Энтони Рэпп обвинил Кевина Спейси в домогательствах, произошедших в 1986 году, когда ему было лишь 14 лет. Хотя Спейси заявил, что не помнит этого инцидента, он все же принес извинения. После заявления Рэппа еще 30 мужчин обвинили Спейси в сексуальных домогательствах, часть из которых произошла, когда многие из этих мужчин были подростками. Свидетельства включали случаи, когда Спейси без разрешения прикасался к своим жертвам или даже занимался с ними оральным сексом, пока они спали.
Реакция Голливуда была быстрой: у Спейси взяли премию «Эмми», запланированную к вручению в ноябре 2017 года, Netflix разорвал контракт с ним, несмотря на его главную роль в популярном сериале «Карточный домик». Кроме того, съемки байопика о художнике Горе Видале, где Спейси должен был сыграть главную роль, были приостановлены. Все его сцены в готовом фильме «Все деньги мира» пересняли с Кристофером Пламмером. В течение последующих лет дело Спейси сопровождалось рядом обвинений и судебных разбирательств. Последний процесс завершился в июле 2023 года, когда суд присяжных оправдал его по девяти обвинениям в сексуальных домогательствах.
Кевин Спейси, после своего скандала и увольнения из сериала «Карточный домик», оказался в центре внимания в 2023 году, когда стало известно о выплате 31 миллиона долларов, причитающихся Netflix.
Несмотря на это, актер долгое время избегал публичной активности, хотя в летние месяцы заявлял о готовности вернуться в кино. Однако, даже с намерением вернуться, некоторые лондонские кинотеатры отказались показывать его новый фильм «Контроль», узнав о его участии в проекте.
Российский режиссер Александр Незлобин высказывал желание пригласить Спейси для работы над сериалом «Конец света», но сотрудничество не состоялось.
Параллельно с ситуацией Спейси, в том же 2017 году, вышел материал о комике Луи СиКее, который также столкнулся с обвинениями в неподобающем поведении. Пять женщин рассказали о том, что комик приглашал их в свои апартаменты с намерением мастурбировать на глазах у них.
Хотя Луи СиКей утверждал, что у него было согласие этих женщин, многие посчитали его действия принуждением. Комик, известный своими спорными шутками о сексе и насилии, быстро потерял контракты с менеджментом и концертными агентствами, а HBO и TBS приостановили работу над его проектами.
На фоне этих событий, сам Луи СиКей выразил сожаление о своих действиях и объявил о намерении взять паузу, обещая измениться.
Луи СиКей не пережил судебного разбирательства, но его возвращение стало шокирующим. После годового молчания он неожиданно появился в стендап-клубе «Comedy Cellar» в Нью-Йорке. Игнорируя недовольство коллег, СиКей медленно восстанавливал свою репутацию. В 2021 году он вернулся к гастролям, а в 2022 получил премию «Грэмми» за лучший комедийный альбом.
Хотя после скандала он, по собственным словам, потерял 35 миллионов долларов и его перестали показывать по телевидению, к 2023 году его концерты все еще собирали по 21 тысяче зрителей на главных американских площадках, что подтверждает его финансовый успех.
В то время как СиКей восстанавливается, британская писательница Джоан Роулинг также столкнулась с негативной реакцией из-за своих высказываний о транс-правах. В июне 2020 года она создала резонанс в социальных сетях, переопубликовав статью с заголовком о равноправии, добавив саркастический комментарий о том, как называется слово, описывающее людей, которые менструируют.
Это вызвало бурю недовольства, и Роулинг стала объектом критики со стороны транс-сообщества. Под хештегом #RIPJKRowling начались обсуждения, где пользователи указывали, что ранее она не проявляла прогрессивных взглядов, и ее имя начали заклеивать на книгах. Этот конфликт с транс-активистами стал символом глубокого противостояния мнений о гендерных вопросах в современном обществе.
Оппоненты концепции гендерной идентичности утверждают, что гендер определяется с рождения и формируется в процессе социализации, в соответствии с biological полом. Из-за данного подхода они не включают трансгендерных женщин в свои феминистские идеи. Термин «ТЕРФ» (радикальный феминизм, исключающий трансженщин) стал использоваться как оскорбление со стороны других направлений феминизма.
Через год после скандала вокруг Джоан Роулинг, её не пригласили в спецэпизод HBO Max о «Гарри Поттере», а в трейлере «Фантастических тварей: Тайны Дамблдора» её имя тоже было упущено. Несмотря на неоднозначную репутацию, книги Роулинг продолжают оставаться мировыми бестселлерами, как старые, так и новые произведения. В 2023 году HBO Max анонсировал создание сериала по «Гарри Поттеру», продюсером которого стала сама писательница. Она по-прежнему выступает с трансфобными заявлениями в Twitter.
Скандал с Эмбер Херд и Джонни Деппом поднимался в обществе много раз. В 2016 году Херд обвинила Деппа в домашнем насилии, однако его адвокаты утверждали, что обвинения ложные. В то время, до эпохи #MeToo, общественность неохотно верила заявлениям жертв, и многие считали Херд клевещущей.
На момент скандала она уже играла в нескольких фильмах, в то время как Депп продолжал свою карьеру, включая участие в «Фантастических тварях», основанных на работах Роулинг. В 2019 году возник новый виток скандала, когда Депп проиграл суд таблоиду The Sun, который обвинил его в насилии над Херд. Судебное разбирательство подтвердило 12 из 14 случаев насилия в отношении Херд.
Джонни Депп и Эмбер Херд продолжают оставаться в центре внимания после громкого судебного процесса. В ответ на обвинения, актер обнародовал голосовые сообщения от экс-супруги, в которых она признается, что также поднимала на него руку.
Депп, играющий Гриндевальда в «Фантастических тварях», считает себя жертвой культуры отмены, в то время как интернет поддерживает обе стороны конфликта. В 2022 году бывшие супруги встретились в суде, где, несмотря на показания свидетелей и убедительные доказательства против Херд, Депп выиграл дело, а актрису признали виновной в клевете. Херд назвала это «шагом назад во времени», когда женщины, осмелившиеся говорить, подвергаются публичному осуждению.
Победа Деппа спровоцировала радость среди его фанатов в социальных сетях, а сам актер вернулся в кино с фильмом «Жанна Дюбарри». После конфликта с Херд ему не удалось сыграть в других крупных проектах, в то время как Эмбер была вырезана из нового фильма о Аквамене, что, по официальной версии, не связано со скандалом. Тем не менее, она также вернулась на экран и в сентябре 2023 года вышел трейлер её участия в фильме «В огне».
На фоне этого конфликта журналистка Настя Красильникова в своем подкасте «Дочь разбойника» обсуждала случаи обвинений в сексуализированном насилии и харассменте в России. В числе упомянутых дел - громкое обвинение в адрес депутата Госдумы Леонида Слуцкого и других людей, поддавшихся скандалам.
Эти события подчеркивают важность обсуждения темы насилия и театрализованных обвинений, расположенный в контексте патриархата, который, как видно, оказывался в выигрыше в большинстве случаев.
Дело стало обсуждаемым в СМИ и социальных сетях, когда ведущие медиа поддержали девушек и обратились к депутату с требованием о реакции. Слуцкий не признал свою вину и был даже польщен сравнением с Харви Вайнштейном. В Госдуме была создана этическая комиссия, но она не выявила никаких нарушений. Фарида Рустамова, одна из потерпевших, утверждала, что этот процесс оказался для нее унизительным.
После смерти Владимира Жириновского в 2022 году Слуцкий возглавил фракцию ЛДПР, однако, как установила Красильникова, ни один из участников расследования не понес наказания за насилие и домогательства. Большинство из них меньше стали вести себя активно в социальных сетях, но продолжают свою профессиональную деятельность.
Другим важным инцидентом стал случай телеведущей Регины Тодоренко. В 2020 году, в интервью программе People Talk, она заявила: «Нужно быть психологически больным человеком, чтобы взять камеру и сказать: 'Боже, мой муж меня бьет!'» Эта фраза вызвала шквал критики в соцсетях, и многие коллеги по индустрии осудили её.
Журнал Glamour даже лишил её премии «Женщина года», а компании PepsiCo и Pampers прекратили сотрудничество с ней. Тодоренко быстро отреагировала на обвинения, опубликовав извинения в Instagram, а через неделю представила документальный фильм о домашнем насилии, пригласив специалистов из организации «Насилию.нет». В дополнение, телеведущая пожертвовала 2 миллиона рублей в фонд, что на тот момент было одной из самых крупных сумм для проекта.
Регина Тодоренко сумела восстановить свою репутацию и вернулась в популярное шоу «Орел и Решка». С тех пор она активно развивает карьеру, ведя марафоны в своем блоге и новое тревел-шоу «Руссо Экспрессо» на телеканале «Пятница!».
Культура отмены, также известная как кэнселлинг, достигла гипертрофированных размеров, минуя стадию безобидных шуток в социальных сетях. В американском обществе восприятие кэнселлинга зависит от политической принадлежности. Либеральные американцы рассматривают его как законный призыв к ответственности публичных фигур за их слова или действия, тогда как консерваторы видят в этом цензуру и нарушение свободы слова.
По данным центра Pew, демократы чаще, чем республиканцы, выступают за осуждение действий публичных людей в социальных сетях. Правые политические деятели активно используют концепцию кэнселлинга, призывая к борьбе с ним. На съезде Республиканской партии в 2020 году несколько спикеров упомянули об этом явлении как о серьезной проблеме, а Дональд Трамп даже заявил, что цель культуры отмены – заставить порядочных людей жить в страхе. Эта манера обстраивать противников утверждениями о кэнселлинге лишь углубляет политические расколы в обществе.
Аргументы одного из спикеров касались проблемы культуры отмены, которая, по его мнению, перешла границы разумного. Он заявил, что это явление ведет к «стиранию истории, поощрению беззакония и лишению граждан прав на свободу слова». Поддержка этой риторики шла от илояльных СМИ, таких как Fox News, где главный обозреватель Такер Карлсон поднимал тревогу о том, что либералы хотят отменить даже главные национальные праздники. Этот подход повлиял на восприятие термина «культура отмены» среди консервативных избирателей, для которых он стал знакомым понятием.
В 2022 году российская пропаганда выбрала аналогичный нарратив, интерпретируя кэнселлинг как «отмену русской культуры», которая якобы используется «коллективным Западом» для дискредитации России. Власти рекомендовали СМИ использовать идею культуры отмены для поднятия «патриотических настроений» среди населения. Например, в одном из видео Российского общества «Знание» утверждается, что предшественником либеральных идеологов был Адольф Гитлер, который в 1933 году организовал сжигание книг в Германии как первую акцию культуры отмены.
В этом контексте культура отмены воспринимается как бессистемный бойкот и акт цензуры, что является доминирующей трактовкой в российских пропагандистских материалах. Таким образом, окэнселлинг рассматривается не как специфическое явление, а как широкое понятие, охватывающее действия, направленные против оппозиционных идей.
В российской науке наблюдается возросший интерес к теме «культуры отмены», особенно в 2022 году. Исследователи обратили внимание на случаи харассмента и их влияние на международные отношения. Примером служит статья «Отмена русской культуры: идеологический маховик в действии» из журнала «Политическая лингвистика», где анализируются аспекты русофобии, основанные на материалах отечественных СМИ. Тем не менее, эмиграция и опыт россиян за границей показывают, что многие не сталкивались с дискриминацией на Западе.
Интересно, что спустя пять лет после движения #MeToo многие обвиненные в домогательствах актеры, такие как Луи СиКей, все еще остаются популярными. Это поднимает вопросы о том, насколько серьезно последствия «культуры отмены»: риски потерять репутацию могут удерживать знаменитостей от неосторожных действий, но реального наказания несут немногие.
Случай между Эмбер Херд и Джонни Деппом также повлиял на общественное восприятие насилия. Журналистка Мишель Голдберг утверждает, что такие персональные разборки могут сподвигнуть мужчин к подаче исков о клевете, как это сделал Мэрилин Мэнсон. В то же время, общество стало менее восприимчивым к свидетельствам женщин о насилии, что может привести к их нежеланию сообщать о преступлениях, боясь, что справедливости добиться всё сложнее.
Эрнест Оуэнс в своей книге «Кейс культуры отмены» подчеркивает важность данной практики для демократии, утверждая, что она предоставляет голос исторически маргинализированным группам. Культура отмены, по его мнению, способствует перераспределению социального капитала, ослабляя власть известных публичных личностей.
Однако Настя Красильникова не разделяет эту точку зрения. Она считает, что обсуждение органов, обвиняемых в насилии, создает дискомфорт, но это не есть культура отмены. По словам Красильниковой, последствия таких случаев минимальны и нехарактерны для общественного дискурса в России. Она приводит в пример ситуации, в которых мужчины, обвиненные в насилии, сталкиваются с последствиями, но это скорее исключение, нежели правило.
На международной арене случаи cancel culture продолжают привлекать внимание. Например, американский актер Джонатан Мейджорс, после ареста за домашнее насилие, лишился нескольких контрактов, но сохранил свою роль в успешном сериале «Локи». В испанском футболе глава Федерации, Луис Рубиалес, стал жертвой общественного осуждения после несогласованного поцелуя футболистки. Эти примеры показывают, как мероприятия культуры отмены действуют за пределами страны, но в России подобные события не вызывают значительного общественного резонанса.
В то же время, в российском интернете продолжают возникать истории о насилии, но они зачастую остаются в рамках социальных сетей и не приводят к широким последствиям для виновных, если речь не идет о знаменитостях. В результате, по мнению Красильниковой, в России отсутствует настоящая культура отмены и наблюдается преобладание культурных явлений, связанных с насилием. В условиях актуальных конфликтов, таких как война, общество кажется менее восприимчивым к вопросам cancel culture, что указывает на более глубокие и сложные проблемы, требующие внимания.