Недавно в российских СМИ начали появляться характеристики о спадах в экономике на фоне обсуждения необходимости экономии. Глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов заявил, что, учитывая менее оптимистичные прогнозы экономических показателей и снижение нефтегазовых доходов, следует срочно прорабатывать вопросы бюджетной консолидации. По его словам, необходимо задействовать все доступные ресурсы для увеличения доходов бюджета.
Эти слова были поддержаны Валентиной Матвиенко, которая подчеркнула, что в будущих бюджетах главным критерием будет жестокая экономия и максимальная эффективность использования каждого рубля. Она отметила важность контроля за расходами и необходимость пересмотра текущих бюджетных приоритетов. Так, некоторые инфраструктурные проекты могут быть отложены на будущее для устранения финансовых дефицитов.

Однако, такой подход вызывает вопросы. Ранее государственная модель России строилась на значительном увеличении финансирования приоритетных секторов, что позволило показать рост валового внутреннего продукта (ВВП). Однако этот рост не всегда способствует улучшению уровня жизни граждан, так как произведенные товары зачастую не находятся в спросе среди населения или не способствуют увеличению общего потребления.
Соответственно, хотя необходимость экономии и перераспределения бюджетных средств, возможно, обоснована, важно помнить, что простые сокращения финансирования без стратегического подхода могут не принести ожидаемых результатов для экономики и жителей страны в целом.
Работающие в приоритетных для правительства секторах, по сути, не могут жаловаться на свое финансовое положение, так как их доходы значительно увеличились. Это дало им возможность приобретать ранее недоступные товары и услуги.
Однако предложение товаров и услуг не успевает за растущим спросом, поскольку ресурсы уже перераспределены в приоритетные области. В результате возникает дефицит, что ведет к росту цен, выступающему регулятором потребления.
Центральный банк противодействует инфляции повышением ключевой ставки, что делает кредиты менее доступными. Таким образом, деньги концентрируются у тех, кого финансирует государство, что делает их основными потребителями товаров, в то время как большинство людей с ограниченными ресурсами вынуждены экономить на всем, кроме необходимого.
В июне текущего года наблюдается значительное снижение потребительских расходов как на продовольственные, так и на непродовольственные товары и услуги. В структуре потребительских расходов не выявлено новых «зон роста», а по ряду позиций, особенно в категории кредитных товаров длительного пользования, отмечается падение спроса.
По итогам июня инфляция составила 4%, а месячный прирост цен за предыдущие три месяца был даже ниже 0,4%. Эти тенденции указывают на сложную экономическую ситуацию, где устойчивый рост цен и потребительская активность не совпадают.
Структура инфляции в стране выглядит довольно противоречиво. Основная доля замедления инфляции (0,41 процентного пункта) была достигнута благодаря укреплению рубля. Дополнительно 0,17 пункта снизились из-за того, что граждане, ограниченные в кредитовании, начали избегать лишних покупок, остановившись на приобретении только самых необходимых товаров.
В сфере продовольствия наблюдаются интересные тенденции: яйца подешевели на 2% за месяц, сахар снизился в цене на 0,87%. Однако эти позитивные изменения не компенсируют общий рост цен на другие продукты: сыры дорожают на 1% в месяц, чай и кофе прибавляют 1,2%, а посещение столовой становится дороже на 0,9% ежемесячно. Если исключить из анализа снижение цен на яйца и сахар, то реальный уровень инфляции для обычного потребителя остается около 11% годовых.
Оптимизм вызывает только снижение тарифов на связь (-0,04%), но это стало лишь временным явлением перед осени, когда ожидается повышение тарифов. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ) показывают скромное увеличение на 0,46%, однако в конце июля традиционно предполагается их индексация на 8-10%, что дополнительно подстегнет инфляцию.
На рынке электроники и автомобилей также наблюдается временное расслабление цен: телевизоры и смартфоны подешевели на 1,5–2% благодаря укреплению рубля, автомобили – на 0,3%, так как дилеры распродают запасы. Примечательно, что как только ключевая ставка будет снижена, цены у импортеров сразу же пересчитаются с учетом нового курса, что вызовет рост спроса и переход к новой волне инфляции.
Тем временем, цены на медицинские товары увеличились на 0,7%, а бензин подорожал на 0,5%, что свидетельствует о наличии скрытых угроз даже в «безопасных» секторах. Топливная инфляция, по данным Росстата, снова начала проявлять признаки резкого ускорения.
С 8 по 15 июля розничные цены на бензин увеличились на 0,4%, зафиксировав самый значительный рост с начала года. Если в январе-мае бензин дорожал в среднем на 0,1% каждую неделю, то в июне темп увеличился до 0,2%, а к середине июля удвоился. За год увеличение цен на топливо превышает 11%, что является самым высоким значением с 2018 года.
Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России в июле составил 1,5 пункта, что свидетельствует о замедлении экономической активности. Инфляционные ожидания бизнеса увеличились — поднялись с 18,32 в мае до 18,74 в июне после шести месяцев снижения. Однако при сравнении с 2017–2019 годами, когда ожидания составляли в среднем 8,7 пункта, текущие значения представляют собой тревожный сигнал.
Рост экономической активности стал более умеренным: в майских данных отмечен рост ВВП на 0,5% по сравнению с апрелем. Эти тенденции подчеркивают необходимость контроля над инфляционными процессами для стабилизации экономики.
С начала 2025 года темпы роста физического объема ВВП не превышают 1,5%, а прогноз на год впервые упал ниже 2%, снизившись на 0,3 процентных пункта по сравнению с ранними оценками. Начиная с марта текущего года, ожидается последовательное снижение прогнозов по росту экономики, что свидетельствует о возможной рецессии.
Несмотря на эти негативные экономические тенденции, рынок труда демонстрирует стойкость: численность занятых в мае составила 74,5 млн человек, увеличившись по сравнению с 74,1 млн годом ранее, а уровень безработицы упал до исторического минимума в 2,2%.
Номинальная сумма фонда оплаты труда возросла на 24,6% по сравнению с предыдущим годом и достигла 4,66 трлн рублей. Однако, учитывая инфляцию, реальный рост зарплат оказался более скромным, что указывает на осторожность потребителей в расходах – реальный рост потребительских расходов зафиксирован на уровне 1,4% в годовом выражении, по сравнению с предыдущими 1,7% в мае.
Индекс промышленного производства в мае составил 112,3% к среднемесячному значению 2022 года, что превышает показатель апреля (109,4%). Однако динамика в отраслях разнородна: только в трех секторах обрабатывающей промышленности отмечался прирост более 10%, тогда как 15 из 24 видов деятельности, составляющих 57% объема, показали спад.
Индекс PMI Composite, отражающий деловую активность, снизился с 51,4 пункта в мае до 48,5 в июне, что указывает на переход в зону сокращения.
В мае 2023 года объем оборота организаций составил 29,4 трлн рублей, что на 0,9% меньше, чем в прошлом году. Сальдированный финансовый результат за январь-апрель уменьшился на 1,4% и составил 9,8 трлн рублей. Это указывает на наличие точек роста в секторах, финансируемых государством, но одновременно проявляются негативные тенденции в ключевых отраслях экономики.
Спад вне правительственного сектора, особенно в промышленности, увеличивает дефицит ресурсов, необходимых для устойчивого роста. Основным вызовом для бюджета являются проблемы с финансированием, возникающие в результате снижения деловой активности, что ведет к падению налоговых поступлений.
В условиях роста расходов на обслуживание долга и низкого спроса, правительство сталкивается с необходимостью пересмотреть бюджетные стратегии. Снижение ключевой процентной ставки не является гарантией экономического восстановления — инфляция может сохранять нестабильность.
Если доходы от налогов падают, правительство может столкнуться с необходимостью заимствования средств, однако, даже при дефиците бюджета, который может достигать 2-3% ВВП, многие экономики продолжают функционировать уверенно. Важно, чтобы власти находили баланс между ростом расходов и поддержанием стабильного экономического климата.
Правительство демонстрирует настороженность по поводу долгового финансирования, избегая его роста. Это связано с тем, что часто доходы могут быть ниже ожидаемых, а расходы продолжают расти. Такие ошибки, из-за которых купцы оказываются в долгах, становятся причиной их разорения. Поэтому власти не спешат рассчитывать на будущие доходы, особенно на доходы от нефти.
Ситуация усложняется неопределенностью на международном рынке: с введением США высоких пошлин на российскую нефть, возможно, Индия и Китай сократят объемы закупок. Это вызывает опасения у правительства, которому придется продолжать политику заимствований.
В этом контексте важно отметить, что, согласно данным Energy Institute, общий экспорт российской нефти в 2024 году прогнозируется на уровне 4,9 млн баррелей в сутки. Но есть значительные два фактора: с одной стороны, профицит нефтедобывающих мощностей на Ближнем Востоке. По данным Управления энергетической информации (EIA), такой профицит в июне 2025 года составит 4,1 млн б/с, большую часть этого объема будет обеспечивать Саудовская Аравия.
Добыча в этой стране значительно снизилась и находится на 2,3 млн б/с ниже уровня 2020 года. Неопределенность в экономических прогнозах и волатильность спроса создают сложные условия для России, подчеркивая необходимость взвешенного подхода к финансированию и планированию доходов.
Страны Ближнего Востока обладают потенциалом для замещения российских поставок нефти в Индию и Китай. Также другие регионы, такие как Гайана, Аргентина и США, готовы увеличить экспорт. Однако это лишь техническая оценка текущих возможностей нефтяного рынка в свете возможных сокращений российских поставок.
Опыт Ирана, который сумел увеличить экспорт нефти с 370 тыс. баррелей в сутки в 2020 году до 1,48 млн баррелей в 2024 году, демонстрирует, что нефть находит спрос даже в условиях жестких санкций, хотя и с учетом ценовых скидок.
Таким образом, сейчас правительство ориентируется на получение налоговых доходов, вместо того чтобы наращивать долги. Экономическое финансирование в долг оправданно, если ожидается долгосрочный рост производительности, однако в текущих условиях, когда доходы могут "списываться", такой подход становится нецелесообразным.
В таких обстоятельствах остаются лишь два варианта: сокращение расходов в несоциальных секторах или увеличение налогов. В этом контексте Госдума уже приняла законопроект о внесудебном порядке взыскания налоговых долгов с гражданских счетов, что свидетельствует о дополнительном ужесточении фискальной политики.
С 1 ноября, при одобрении Советом Федерации и президентом, новая процедура взыскания долгов будет распространяться на физические лица, в дополнение к действующим подходам для организаций и предпринимателей. Долги будут взыскивать по ранее установленной схеме. Если гражданин в течение месяца после получения требования от Федеральной налоговой службы (ФНС) о задолженности решит оспорить её в суде или вышестоящем налоговом органе, он может это сделать.
Кроме того, важно отметить, что достаточно сложные ситуации, связанные с долгами и банкротством, могут затянуться дольше, чем предполагается. Это связано с медленным движением процесса, менее оптимистичными ожиданиями людей и их способностью терпеть трудности. Например, кампании, которые должны закончиться из-за недостатка ресурсов, могут продолжаться весьма долго. Так и торговые предприятия, находясь под давлением долгов, могут сохраняться долгие месяцы, даже когда кажется, что они на грани банкротства.